БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КВАРТЕТ: БОМБЯТ, А ТОЛКУ НЕТ

Основной результат первой недели очередной израильско-палестинской войны в том, что Палестина стала главным фактором внутренней политики Израиля. Теперь любое израильское правительство сможет легитимировать свою деятельность только с оглядкой на забор Сектора Газа.

Некоторые оптимисты полагают, что прекращение военных действий могло бы помочь выходу из силового тупика. Это чушь, и вот почему.

Во-первых, израильско-палестинский конфликт дошёл до точки, за которой он не имеет политического решения, только военное.
Во-вторых, ни Израиль, ни Палестина не могут принципиально согласиться ни с каким правильно сбалансированным мирным предложением. И никто не может воздействовать на них, независимо от наличия или отсутствия прогресса на любых гипотетических переговорах в будущем.
В-третьих, Израиль окончательно вышел из статуса страны, руководствующейся рекомендациями США и ЕС во внешней политике. За это Израиль платит жестокую цену: сегодня палестинцы стали квази-независимой силой с правом вето в политике Израиля на его собственной территории.

Почему временное правительство Нетаньяху и цахаловский генштаб тянут с наземной операцией? Потому что наземное вторжение в Газу может также нарушить баланс политических сил в самом Израиле, доведя до взрыва израильские арабские общины.

И, разумеется, Израиль должен постоянно оглядываться на Ливан, где «Хезболла», на секундочку, держит под галабеями штуки посильнее, чем болванки «кассам» из Газы.

Ещё одной ошибкой сегодняшнего Израиля стали действия, приведшие к объединению палестинцев из Иерусалима, Западного берега, Газы, собственно Израиля, и палестинцев, осевших в странах по периметру конфликта. Когда 15 мая палестинцы отмечали 73-ю годовщину Накбы, палестинские/арабские общины внутри Израиля массово вышли на улицы в поддержку Восточного Иерусалима и солидарность с Газой.

От верного человека узнал, что протесты израильских арабов прошли в Афуле, Акко, Галилее, Лоде, Бат-Яме, Рамле, Хайфе, Назарете, Рахате, Умм-эль-Фахме и Яффе. В этих городах и поселках обычно стояла тишь, да гладь; недовольных арабов на тамошних улицах не видали десятилетиями.

Это, натурально, только события последних двух недель. Одна из причин этого типичного ближневосточного бардака — неэффективность «ближневосточного квартета» — ООН, США, ЕС и России — которые исторически посредничали в палестино-израильском переговорном процессе.

А когда 15 сентября 2020 года Дональд Трамп провозгласил подписание Соглашений Авраама, открывших официальные связи между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, стало ясно, что Америка вычёркивает Палестину из уравнения. Так что вспышка насилия оставалась лишь вопросом времени.

Опять же, Дональд вздыбил тему, признав суверенитет Израиля над всем Иерусалимом, с переносом туда посольства США из Тель-Авива.

Это дало ХАМАС прекрасный повод вступить в бой под предлогом защиты прав палестинцев в Иерусалиме, а Израилю дало право наносить ответный удар, если удар основан на минимизации побочного ущерба.

В политическом смысле палестинцы сейчас более маргинализированы, чем когда-либо. Давние надежды на решение о создании двух государств не оправдались. Газа и Западный Берег превратились в легковоспламеняемую среду. Текущая мгновенная эскалация позволяет ХАМАС по максимуму развивать и эксплуатировать модель управляемого хаоса/кризиса.

Да вот только ту же самую модель управляемого хаоса на всю катушку сейчас пользуют политтехнологи Нетаньяху.

А status quo, фиксируемый не в договорах, а на военных картах, ведёт только к дальнейшему кровопролитию. Которое может закончиться лишь уничтожением одного из противников (см. выше).

Такова их дислокация.