ИЗРАИЛЬСКО-ПАЛЕСТИНСКАЯ ВОЙНА: ТРУБА ДЕЛО

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать глубинные причины сегодняшней израильско-палестинской войны.

Немножко арифметики. Один израильский истребитель/штурмовик/бомбардировщик сжигает за один самолёто-вылет 40 баррелей нефти.

В 2019 году Израиль потреблял 254097 баррелей нефти в сутки (Беларусь, на секундочку, 151407 баррелей в сутки). Сегодня называют цифру 10,5 млн. тонн нефти в год. Где же Израиль брал всю эту нефть, когда вокруг него одни арабы? Из Каспия он её брал.

«Но чёрт возьми, Холмс?!» — спросите вы

Действительно, почти половина импорта нефти, покупаемой Израилем происходит из Азербайджана. Это ежегодная закупка около 40 миллионов баррелей, или 5,5 миллиона тонн сырой нефти. Со времени постройки в 2006 году нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) сырая нефть, перекачиваемая из Каспийского моря, транспортировалась в Израиль из Азербайджана, через Грузию и Турцию.

Чтобы вам понятно было: танкер из турецкого Искендеруна (там сливают из БТД) идёт до израильского Ашкелона 30 часов десятиузловым ходом. Ашкелонский нефтетерминал способен принимать супертанкеры в 250 тысяч тонн в обычном режиме; свыше 250 тысяч тонн по предварительной заявке. Ашкелон принимает 60 танкеров в год.

Израильский оператор EAPC располагает тремя отдельными нефтепроводами сырой нефти и одним для нефтепродуктов.

1. Нефтепровод A 42″, протяженностью 254 км, соединяет порт Эйлат в Красном море с портом Ашкелон в Средиземном. Три насосные станции перекачивают сырую нефть с максимальной производительностью 60 миллионов тонн в год. Две дополнительные насосные станции обеспечивают реверс сырой нефти в противоположном направлении, от Средиземного моря в Красное, с максимальной производительностью в 30 миллионов тонн в год.
2.
 Нефтепровод A 16″/18″, протяженностью 197 км, соединяет Ашкелон с НПЗ в Хайфе. Три насосные станции этого нефтепровода обеспечивают прокачку в 5.8 миллионов тонн в год.
3.
 Нефтепровод A 18″/16″, протяженностью 36 километров, соединяет Ашкелон с НПЗ в Ашдоде, с максимальной пропускной способностью 7 млн. тонн в год.
4.
 Нефтепровод A 16″, протяженностью 260 км соединяет Ашкелон с Эйлатом. Нефтепровод служит для транспортировки нефтепродуктов (бензина, топлива для реактивных двигателей и газового масла) от Средиземного моря до Красного и в реверсном режиме.

Те же и Трамп

В последний год своего первого президентства Трамп пробил совершенно невероятную сделку — Договор Авраама. Это вам для факультативного изучения.

А теперь внимание, следите за руками: Договор Авраама создал правовые основы для нефтяной сделки между Израилем и ОАЭ. По условиям сделки сырая нефть из Эмиратов будет транспортироваться танкерами через Красное море в Эйлат. А оттуда реверсом в Ашкелон, на НПЗ и (тадам!!!) прямёхонько в Европу. И наоборот.

Управление новым проектом взяла на себя Red Med Land Bridge, базирующаяся в Эмиратах. По факту это совместное предприятие Petromal из Абу-Даби, и израильской AF Entrepreneurship. Первый блин у них вышел не комом

Сделка, о которой я вам говорю, предлагает производителям нефти и нефтепереработчикам самый короткий, наиболее эффективный и экономичный маршрут для транспортировки нефти и нефтепродуктов из Персидского залива к покупателям на Западе, а также обеспечивает доступ покупателей с Дальнего Востока к нефти, добываемой в Средиземноморье и Причерноморье.

В этой истории есть третья сторона — Иран. Ведь сам нефтепровод A 42″ появился как совместный проект Ирана и Израиля. Он был закончен строительством через два года после Шестидневной войны, и в декабре 1969 года по нему пошла первая иранская нефть. За первый год было прокачано 10 млн тонн; из них 3 млн тонн Израиль купил для собственных нужд.

А когда случилось нефтяное эмбарго, иранская нефть позволила Израилю продержаться. Ну, пока аятоллы этот вентиль не прикрутили. До того же времени иранские ВМС сопровождали танкеры из портов загрузки до Ормузского пролива, а израильские военные корабли вели танкеры по Аккабскому заливу и проливу Эт-Тиран. После того, как проект заморозили, Тегеран пытался за свою утраченную долю в 50% получить с Тель-Авива компенсацию в 1,1 миллиарда долларов по суду, выиграл дело в 2015 году, но Израиль ушел в отказ.

Вот  ̶т̶у̶т̶ ̶н̶а̶м̶ ̶и̶с̶т̶о̶п̶н̶и̶к̶ ̶и̶ ̶о̶т̶к̶р̶ы̶л̶ ̶г̶л̶а̶з̶а̶ тут Иран и напомнил о себе. Неуклюжее поведение Израиля вокруг еврейских поселений и палестинских отселений, да ещё в Рамадан и Ураза-Байрам, легко позволило ХАМАСу (вполне себе проиранскому движу) запалить фитили у ракет. Да и палестинскую молодёжь два раза на драку звать не надо. Ну и заверте...

А от Газы до Ашкелонского НПЗ по прямой около 22 километров. Голубь мира долетает за 18 минут. Палестинский «Град» несколько быстрее.

Такова их дислокация.

(последует)