Эрдоган нам не чужой

Как причудливо тасуется колода. Так подумал я, узнав, что Германия и Болгария заблокировали санкции против Турции на саммите ЕС в четверг (10 декабря).

Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов оказались именно теми лидерами стран ЕС, которые открыто выступили против санкций в отношении Анкары. Испания, Италия, Мальта и Венгрия также были против, однако не стали фиксировать это в публичных дебатах, ограничившись молчаливой поддержкой, которая, впрочем, имеет юридическую силу. Австрия выступала за санкции, а вот Макрон слил, и французы сильно смягчили свою антитурецкую позицию.

По итогам обсуждения Брюссель орально осудил Турцию за бурение в Восточном Средиземноморье. Однако юридически обоснованный механизм антитурецких санкций так и не заработал. ЕС коллективно занял благодушную позицию и накинул Анкаре еще один очередной трехмесячный испытательный срок. Потом когда-нибудь, возможно, в антитурецкий блэклист добавят ещё физических и юридических лиц, замешанных в сверлении дырок возле кипрских берегов. Но пока что турков это не останавливает.

В общем, так или иначе, дело кончилось тем, что комиссии поручили разобраться со всем пакетом отношений «Турция-ЕС» в целом, от политики до торговли.

Надо поизучать варианты, выбрать инструменты, чтобы понять, как действовать дальше. Такой вариант был принят под общий одобрительный гул голосов.

Дела вообще для Эрдогана сложились весьма неплохо. Европа просила передать, что позитивная турецкая agenda остается в силе. И даже больше: Турции продолжат оказывать финансовую помощь для контроля над потоками нелегальных мигрантов и беженцев, пробирающихся берегом турецким в Евросоюз. Таки Меркель, которая в настоящее время председательствует в ЕС и всегда выступала против санкций, продавила свою позицию. Каналы связи с Анкарой остались открытыми.

Для вас, и для меня (да-да-да, я не меньше вашего удивлён) сюрпризом стала протурецкая позиция Болгарии. За что же мы боролись и умирали на Шипке и под Плевной? Зачем подписывали Сан-Стефанский мирный договор?! Даром, что ли, умер в Миссолунги лорд наш Байрон? А судьба Али Тебелина, паши из Янины и дочери его Гайде?

Подкачали болгары, херовато у них с исторической памятью. А потом я узнал, что болгарский премьер Бойко Борисов друг Эрдогана, чисто по-человечески. А это совсем другое дело, это мы понимаем.

В общем, решения европейского Дивана страшно далеки от того, о чем Афины клянчат уже почти год. Греки вообще с августа носятся с проектом секторальных санкций, которые должны точечно ударить по важнейшим узлам турецкой экономики, таким как банковский (от СВИФТА отключить) и энергетический секторы. Греческие делегаты по возвращении в Афины делали покерфейс и вообще объявили, что вернулись со щитом, чисто по-спартански.

«Не шумите, афиняне! Мы привезли в Парфенон победу (не иначе, Нику Самофракийскую — А.З.). Сделано ещё одно серьёзнейшее предупреждение Турции!»

Впрочем, афиняне не повелись, а подконтрольная греческой оппозиции пресса тут же заголосила о национальном предательстве. Самые отвязанные уже успели объявить греческого премьера Мицотакиса армянским премьером Пашиняном, сиречь ренегатом. В перерыве между отплясыванием сиртаки, греческие аналитики за стаканчиком-другим доброго узо сошлись, на том, что решения лидеров ЕС по Турции не будут иметь никакой добавленной стоимости. А Эрдоган ещё больше обнаглеет. А кто бы не обнаглел? Вы бы не обнаглели?

Впрочем, у греков всё равно нашёлся повод выпить.

Трамп успел перед уходом шарахнуть запал и применить против Эрдогана санкцию. Наказал за купленные в России С-400. А впрочем, дзе той Трамп будет в январе? Может, в той же России станет убежища просить.

Такова их дислокация.