Карабахский мир: по слухам, и авторитетно

Когда ближе к ночи 9 ноября Россия объявила, что при её посредничестве Азербайджан и Армения прекращают огонь и заключают худой мир в Арцахе/Карабахе, сразу пошли вопросы. В первую голову всех волновало, кто же победил в этом тридцатилетнем конфликте?

Тут я вам напомню, что во время Сорокапятидневной войны в Арцахе/Карабахе трижды пытались добиться прекращения огня. Наконец, Путин взял дело в свои руки.

Пункты мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, напомню, выглядят следующим образом, для краткости ссылка. На первый взгляд это соглашение может показаться полной победой Азербайджана и поражением Армении. Выглядит так, будто Азербайджан добился всего, чего хотел от Нагорного Карабаха. Однако тарапица нэнада, как говорят на Кавказе. Потому что текст заявления следует рассматривать применительно к местности. И вот я применяю здесь метод совмещения текста с картой.

Кельбаджарский район на сегодняшний день уже начал отходить Азербайджану. Здесь Алиев пошёл на десятидневную отсрочку: передача Кельбаджара продлится до 25 ноября, а не до 15 ноября, как прописано в п.6 Заявления (см. выше). Агдамский район передадут к 20 ноября, Лачинский район и оккупированные территории Газаха — к 1 декабря.

Одна существенная деталь: Азербайджану будут возвращены те части Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов, которые не относятся собственно к территории НКАО.

Пример:

восточная половина Кельбаджарского района расположена в НКАО, и там сохранится администрация Арцаха. Западная часть Кельбаджарского района административно будет азербайджанской. То же касается и небольшой части западной территории Агдамского района. Иначе говоря, НКАО/Арцах сохранит здесь свои административно-территориальные структуры, что бы это ни значило. Аналогичная картина и в Газахском районе.

Теперь разберём, какова дислокация российских миротворцев?

Совершенно очевидно, что миротворцы закрывают периметр именно в границах НКАО. Что, в общем, довольно ясно говорит о сохранении прав автономии армянского населения Азербайджана, но уже под российские вооружённые гарантии. Хотя в Заявлении напрямую об этом стороны не говорят ни слова.

Зато определены временные рамки сохранения армянской автономии. Это, по крайней мере, пять лет. Пока русские остаются в Закавказье на заявленных позициях. А потом, возможно, ещё на пять лет. Но для начала предлагаю дождаться пока пройдёт хотя бы год. Уверен, что в течение года наиболее острые проблемы всё равно вылезут.

А пока разделительная линия проходит по старым границам НКАО, исключая территорию, ранее захваченную армянами и отбитую обратно Азербайджаном в ходе Сорокапятидневной войны.

Аналогичная картина в южных районах Карабаха. Точнее, в южных районах НКАО.

Те участки, где азербайджанцы вклинились непосредственно на территорию НКАО вплоть до Шуши, остаются за ними. Очевидно, это значительный военно-дипломатический успех Азербайджана. Баку полностью берёт под контроль иранскую границу. В перспективе — организация сообщения с Нахичеванской Автономной Республикой. А поскольку армяне передают Азербайджану территории, которые последние 28 лет считались незаконно оккупированными армией Арцаха (международно признанные территории, принадлежащие Азербайджану), то и здесь тема закрыта.

Перед нами, собственно, размен, хотя и вынужденный. Армения, даже проиграв войну, сохраняет своё этническое присутствие в НКАО, сохраняет армянскую администрацию края, и сохраняет Лачинский коридор (под контролем русских войск).

Остаётся турецкий вопрос. Алиев не может игнорировать Эрдогана. Строго говоря, и Путин не может игнорировать Эрдогана. В Баку заявили о привлечении турецких военных в качестве миротворцев. Москва напомнила, что в совместном Заявлении таких позиций нет. Впрочем, все видимо, понимают, что соприкосновение турецких военных и парамилитарных формирований оставшихся после разгрома армии Арцаха в НКАО, сродни бочке с керосином возле кебабной/шавермочной. Поэтому продвижение Турции в Азербайджан будет носить либо осторожный характер, либо наоборот, пройдёт в виде молниеносной экспедиции с согласия Баку. Решение будет политическим и лишь только во-вторых, военным.

И ещё несколько слов о связности. Стороны собрались обеспечить бесперебойную работу двух транспортных коридоров. Тут баш на баш. Армянам, как и было сказано, Лачинский коридор на Степанакерт.
Азербайджану — маршрут в Нахичевань через территорию Армении (опять же, с использованием Лачинского коридора, как вариант).

Это, кстати, лишний довод в пользу того, что армянская автономия в НКАО сохраняется. Одновременно открывается возможность возобновления железнодорожного сообщения Мингечаур-Агдам-Степанакерт и Баку-Джульфа-Нахичевань

Остаётся гуманитарная проблема возвращения беженцев. Во время карабахской войны в конце прошлого века азербайджанские жители в различных частях Карабаха, включая Ходжалы, были изгнаны из НКАО. Сегодня армяне массово покинули южную часть НКАО в таких районах, как Гадрутский. Сейчас мы буквально в прямом эфире можем наблюдать бегство армянского населения из Карабаха, вплоть до выкапывания из могил и увоза покойников отъезжающими родственниками.

В Заявлении нет упоминания о механизме обмена беженцами или перемещёнными лицами. Да и я не специалист по беженцам, и слава Богу. Это вам уже к другим авторам надо, к тем, которые на «слезинке ребёнка» подъедаются.

Итог следующий. Нет «сокрушительной военной победы» Баку на внешнем фронте, как нет и «полной и безоговорочной капитуляции» Еревана/Степанакерта. Территориально Азербайджан выиграл, Алиев одержал мощнейшую внутриполитическую победу. Его маленькая освободительная победоносная война за сохранение династии удалась.

Армяне отдали то, что им и так никогда юридически не принадлежало. Однако сохранили армянскую автономию внутри другой страны и торгово-экономическую связь с соплеменниками под охраной русских войск и под гарантии России. Ещё одним следствием Сорокапятидневной войны, по идее, должна стать смена внешнеполитического курса Армении на однозначно пророссийский. С Пашиняном или без него.

Такова их дислокация.