Даже если Байден победит, от трампистской Америки никуда не деться

Кто бы ни победил на выборах в США — ответ мы можем получить сегодня вечером или в течение нескольких недель, если результаты некоторых штатов увязнут в судебных тяжбах — один из самых важных выводов гонки – это столь тонкая грань между победой одного кандидата и поражением другого.

Большой вопрос сейчас в том, что означают эти результаты для страны. Эксперты пытались объяснить внушительные результаты Трампа, указывая на усталость от изоляции или на то, что избиратели оценили его предполагаемый успех в экономике — по крайней мере, до тех пор, пока пандемия не уничтожила его подчистую.

Но эти объяснения не раскрывают всей картины. Самое главное, они не учитывают тот факт, что, кто бы в конечном итоге ни победил в Белом доме, почти половина всех избирателей США поддержала авторитарного серийного лжеца из числа белых националистов, который проворонил самый серьезный кризис в области здравоохранения за столетие. Они также сознательно игнорировали или охотно принимали вопиющую жестокость и сексизм Трампа, его отсутствие знаний о власти и мире, пренебрежение традиционными ценностями США, такими как честная игра, верховенство закона и свобода прессы, а также его стремление разрушить институты власти внутри страны и за границей — которые, хотя и имели недостатки, на протяжении многих лет обеспечивали мир и процветание. В 2016 году некоторые республиканцы проголосовали за Трампа, потому что мало знали о нем или потому, что надеялись, что обязанности президента превратят его в государственного деятеля. Сегодня никто не может привести такой аргумент. Теперь мы все точно знаем, кто такой Трамп.

Если учесть тот факт, что Трамп сейчас набрал на 5 миллионов голосов больше, чем в 2016 году, то, получается, он улучшил свое положение среди латиноамериканских и черных избирателей и Республиканская партия вполне может удержать Конгресс. Вывод один: 2016 год не был случайностью. Кто бы ни выиграл в результате, сегодня мы все живем в Америке Трампа.

Почему я так говорю? Во-первых, демонстрация силы Трампа и Республиканской партии означает, что Трамп никуда не денется, и Республиканская партия не отвергнет его. Перед выборами казалось, что Трамп покинет партию. Все больше и больше республиканцев спокойно утверждали, что партия нуждается в реформе и что еще четыре года правления Трампа обрекают их на сложные решения. Даже стойкие сторонники, такие как сенатор Джон Корнин, начали покидать президента. Теперь, когда сторонники Трампа добились успеха — особенно такие, как сенатор Линдси Грэм, которые выехали на харизме своего лидера — трудно представить, что многие республиканцы откажутся от Трампа или трампизма в ближайшее время.

Имея за спиной партию и почти половину общественности, уполномоченный Трамп — будь то президент, лидер оппозиции или внештатный твитер- и медиа-звезда — будет продолжать привлекать огромное внимание и поддержку, которые он сможет использовать для противодействия демократам, Байдену, и продвижения своих взглядов и риторики, которые он высказывал в течение последних четырех лет. Как заявлял New York Times Брэд Парскейл, первый руководитель президентской кампании на этих выборах, «это не значит, что его аккаунт в Twitter или его способность контролировать цикл новостей просто исчезнут». Между тем республиканские «Никогда не Трамперы» — бывшие официальные лица Республиканской партии, преданные процессу, компетентному управлению, важности институтов и, по крайней мере, некоторой базовой форме национального единства, которые отчаянно пытаются реформировать партию — останутся маргинализированными или вообще покинут Республиканцев.

Результаты будут ужасными. В том маловероятном случае, если республиканцам все же удастся завоевать Белый дом или (что более вероятно) потерять его, но удержать Конгресс, политический паралич последних четырех лет продолжится — или станет еще хуже. И при президенте Байдене дела могут быть ненамного лучше. Даже президентам, которым подконтролен Конгресс, редко удаётся добиться более одного или двух важных дел перед своими первыми промежуточными выборами, когда они часто теряют законодательную поддержку. Трудно представить, что президент Байден, если он заработает этот титул, зайдет так далеко, если ему не удастся одержать победу в Конгрессе (что на момент написания этой статьи кажется невероятным).

Это рецепт больших неприятностей. Хотя Байден может стремиться изменить тон в Вашингтоне, годы президентства Барака Обамы показали, что, несмотря на пожизненную приверженность Байдена двухпартийности, до тех пор, пока республиканцы остаются партией «нет», шансы на достижение успеха близки к нулю. При разделенном правительстве мы, вероятно, увидим больше бездействия в отношении огромных проблем, таких как пандемия (хотя Байден мог бы внести некоторые улучшения, используя свои исполнительные полномочия) и экономики (где он не может многого сделать без Конгресса). Если Байден не сможет преодолеть серьезную проблему пандемии и проблему государственных расходов, рынки будут колебаться, а финансовая нестабильность усилится. Без скоординированных действий всех ветвей власти США пандемия усугубится.

Таким образом, независимо от того, кто победит в Белом доме, Америка Трампа — страна, которая теперь отказалась от своего лучшего шанса решительно отвергнуть его, — будет означать еще больше хаоса. Ярость по поводу отказа правительства выделить помощь или гнев республиканцев по поводу попыток правительства помочь (посредством ограничений, призванных ограничить распространение вируса) только усилит и без того порочную поляризацию страны, еще больше снизив шансы на двухпартийное сотрудничество и, возможно, приведёт к насилию.

Цель Байдена — убрать раскол в стране и управлять таким образом, чтобы объединить всех – сейчас это кажется очень сложной задачей. Попытки Обамы сделать то же самое только подогрели упорство республиканцев и загнали большую часть общественности в опасную страну фантазий биртеризма и других теорий заговора (некоторые из которых в конечном итоге превратились в QAnon). Теперь, когда подход Трампа, несмотря на все его уродство, получил драматическое одобрение почти половины страны, трудно представить, чтобы президент Байден сделает всё настолько лучше, чтобы что-то изменить. Но невозможно представить, чтобы президент Трамп даже пытался двигаться в этом направлении.

Оригинал: Foreign Policy

Даже если Байден победит, от трампистской Америки никуда не деться