Можно, конечно, предположить, что белорусский президент Лукашенко был не до конца осведомлён об истинной причине нахождения в Минске группы россиян, которых счёл некой «деструктивной силой», прибывшей в республику, чтобы «дестабилизировать обстановку в период избирательной кампании». В чём Лукашенко абсолютно прав, так это в том, что задержанные в санатории «Белорусочка» на берегу водохранилища Дрозды близ белорусской столицы 32 человека с паспортами РФ действительно являются наемниками. И их конечной целью была вовсе не Белоруссия, а некая третья страна, куда они летели на свою работу. К слову, частные военные компании занимаются и охранной деятельностью, например, на золотоносных приисках и алмазных копях.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога и эксперта по силам обороны и специального назначения Белоруссии Александра Зимовского.
— Тактическое неправдоподобие. Эта формула исчерпывающе характеризует события в Минске вокруг задержания трёх десятков российских граждан в местном санатории. «Тактическое неправдоподобие» это, например, когда вы в лесу видите троллейбус в танковом капонире. Из уважения к презумпции невиновности я буду избегать журналистских штампов.
На самом деле нет никакой «ЧВК Вагнера», это газетный фейк, термин, выдуманный прессой. Юридически такой конторы не существует, поэтому стать её сотрудником нельзя, даже если вы принесёте справку от врача, что перенесли коронавирус на ногах, и рекомендацию от Путина. Это я вам гарантирую, как гарантирую, что в Белоруссии нет «эскадронов смерти» (расхожий журналистский штамп, применяемый в отношении спецподразделений Белоруссии). Тем не менее, про белорусские «эскадроны смерти» писали и пишут даже самые ленивые белорусские и западные журналисты. Поляки, например, поминали белорусские «эскадроны смерти» всего недели две-три тому назад.
На этом шарманку, исполняющую Вагнера, можно сворачивать, и переходить к тактическим и правовым аспектам обсуждаемого события.
29 июля в санатории «Белорусочка» под Минском задержаны три десятка российских граждан, которые вызвали подозрение: они не пили водку, вели себя тихо и гуляли по дорожкам для отдыхающих. Причем подозрения возникли на пятый день пребывания этих таинственных русских в Минске. Как же они спалились? Эта «горячая тридцатка» прибыла в Минск 25 июля (как — не установлено) и дружно заселилась в гостиницу Международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау. Фактически, в гостиницу филиала посольства Германии.
Приезжие успели пожить в гостинице двое суток, затем скрытно и незаметно оттуда выписались, забрали свои паспорта и тайно переехали 27 июля в санаторий «Белорусочка», где сдали свои паспорта на ресепшн, и легли спать на трезвые головы. Тут уж не у меня одного встаёт вопрос: а русские ли они?!
В санатории новые отдыхающие поражали публику своей скромностью, сдержанностью, и вообще оставили о себе впечатление, что они очень вежливые люди. Остальным отдыхающим и персоналу санатория они тактично, но скупо объясняли, что трудятся по части газодобычи и ждут свой рейс в Турцию. В шестом часу утра 29 июля все 32 человека были задержаны стянутыми скрытно к санаторию и многократно превосходящими силами белорусских спецподразделений. Ещё одного предполагаемого члена тургруппы (белоруса) задержал вроде бы местный участковый где-то в белорусских Калинковичах, где тот проводил время с женой, детьми и родителями.
Дальше в действие вступает белорусский УПК (Уголовно-процессуальный кодекс), а именно статья 108, где прописаны основания для задержания разных лиц. В Белоруссии можно сразу «винтить» гражданина либо в момент совершения преступления, либо если на него укажет другой гражданин-терпила, либо если на гражданине или при нём вдруг остались явные следы, говорящие о причастности к только что совершённому преступлению (кейс Кости Сапрыкина), либо этот гражданин бомж, либо он неустановленная личность (приезжий) находившийся на месте преступления. Это всё.
Даже белорусские правоохранители не взялись бы утверждать, что 33 русских богатыря военной наружности подходят под эту статью. Поэтому захват приезжих из России проходил исключительно с согласия либо генпрокурора Белоруссии, либо председателя Следкома республики, либо министра МВД Белоруссии, либо председателя белорусского КГБ. Вероятнее всего, КГБ, поскольку руководитель белорусской госбезопасности выступал основным докладчиком по делу на совещании у президента Лукашенко. Но в любом случае, уголовное дело должно быть возбуждено в течение 12 часов с момента задержания, иначе закон приказывает отпускать задержанных.
На сегодня правовой статус россиян неизвестен, ожидается, что с утра они получат консульскую поддержку от посольства РФ в Минске. Пока всё крутится вокруг мифической «ЧВК». Но я напомню, что в юридическом поле Белоруссии также не существует понятия «частная военная компания». Так что лучше этого термина избегать, чтобы не расписываться в правовой безграмотности.
Возможно, людям, которые не разбираются в топографии города Минска, будет интересно, что от санатория «Белорусочка» до места, где проживает президент Лукашенко всего 7,2 км по слабопересечённой местности. Дистанция одночасового марш-броска. Полагаю, умело поданный рапорт о том, что какие-то «вагнеровцы», «снайперы» и «подрывники» вышли в исходный район, позволяющий начать немедленный захват резиденции главы государства, мог породить паническую атаку в духе «Это же рядом!».
Но оставим в стороне благоглупости об экспорте революции и высадке наёмников в белорусском Bahía de Cochinos на водохранилище Дрозды. Стоит, пожалуй, рассмотреть версию «летят перелётные птицы». Канонично летят, в жаркие страны.
В ситуации, когда границы закрыты из-за коронавируса, полёт транзитом из Минска остаётся реально действующим окном для россиян, желающих непременно выехать из РФ по каким-то своим надобностям. Из Минска в эти дни можно улететь в Стамбул, Абу-Даби, далее везде. Или, с двумя-тремя пересадками, скажем, в Аддис-Абебу. В общем, если конечная точка вашего путешествия Ливия, Сирия, Судан и другие нескучные локации для одинокого мужчины, то через Минск вы доберётесь.
Разумеется, люди, вовлечённые в процесс, на условиях полной анонимности скажут вам, что «минский транзит» родился не на прошлой неделе, и даже не в прошлом году. Беларусь тесно связана, например, с Суданом, на высшем уровне. В Судан летал и сам белорусский президент, а суданский президент, в свою очередь, прилетал в Белоруссию. Страны поддерживали интенсивный авиационный обмен в режиме карго-полётов, по крайней мере, пока один из белорусских Ил-76 не попал в Судане в аварию при посадке. Поэтому версию о существовании маршрута через Минск в Судан, которую отработали несколько местных и российских телеграм-каналов, сходу отвергать не стоит.
Впрочем, и с Ливией Беларусь на дружеской ноге, со времён Каддафи. Так что «воентуристы» вполне могли транзитом через Минск лететь подзаработать на ливийских нефтепромыслах и газоносных полях. Кстати, вместо неуловимого мифического «Вагнера» сегодня уже называют другую контору, некую «ЧВОК «Мар». Но оказалось, что и такой не существует: петербургская фирма с набором соответствующих частно-охранных полномочий закрылась почти три года тому. Сейчас никаких фактов в пользу версии «наёмничества» и прочих «аля-улю, гони диких гусей» не существует. Во всяком случае, ничего похожего на признаки этого деяния, прописанные в сорок седьмой статье так называемого Дополнительного протокола (Протокола I) к Женевским конвенциям 1949 года.
Вообще, даже во время задержания можно было выяснить, на какие рейсы и даты тридцать три мужика бронировали вылет из Минска. Да и покончить с этим. Но колдовские чары великого композитора Вагнера сыграли дурную шутку с начинающими меломанами из Минска. Так что перед нами попытка сыграть «Полёт валькирий» на оборванной струне. Но нет. Аплодисментов не будет.