Христианство покоряет Европу

Медленно, шаг за шагом, язычество начало уступать место христианству.
Через пятьсот лет после воскресения Христа в него верили лишь немногие народы Европы; через тысячу лет — уже почти все. Тем не менее, хотя наиболее значительные европейские племена к тому времени уже приняли христианство, еще оставались в этой части мира и язычники.

Из Греции и Италии христианская доктрина в первую очередь пришла в Галлию — это случилось во втором и третьем веках. К 300 году или чуть позже христиане стали появляться среди рейнских германцев — в особенности это касается алеманнов; примерно в то же время или немного раньше христианство стало распространяться среди готов. Готы стали первыми германцами, в полной мере утвердившимися в христианской вере; это произошло в течение четвертого века: процесс начался с вестготов, за которыми последовали и остготы. Вслед за ними были обращены вандалы, гепиды и руги. Все эти народы приняли арианское учение. Бургунды в Галлии в начале пятого века стали католиками, затем, под влиянием вестготского правления, — арианами, а к началу шестого века вернулись к католичеству. Свевы в Испании поначалу были католиками, затем (около 469 года) стали арианами и оставались ими вплоть до шестого века, когда, вместе со всеми вестготами, они перешли к соборной церкви. Франков христианство привлекло только в конце пятого или в начале шестого века; вскоре вслед за франками новую веру приняли алеманны, затем — лангобарды. Баварцы были обращены в седьмом и восьмом веках, фризы, гессенцы и тюринги — в восьмом, а саксы — приблизительно в девятом веке.

Христианство сравнительно рано вошло в Британию, но его распространение было приостановлено вторжением англосаксонских язычников. Впрочем, к концу шестого и в ходе седьмого столетия англосаксы также перешли в новую веру.

Датчане стали христианами в десятом веке, норвежцы — в начале одиннадцатого, а шведы частично оставались язычниками вплоть до второй половины того же (одиннадцатого) века. Одновременно с этим христианство проникло и в Исландию.

Что касается славян, то первыми восприняли христианское вероучение южные славяне — карентаны и, во время царствования императора Ираклия (†640), хорваты. Через 150 лет после хорватов, в восьмом и девятом столетиях, христианство приняли моравы; среди северных славян в девятом веке в новую веру обратились оботриты, в десятом — богемы и поляки, в одиннадцатом — сорбы, в конце десятого — русские.

Следующими христианство приняли венгры (в начале одиннадцатого века), ливонцы и латыши (в двенадцатом веке), эстонцы и финны (в двенадцатом и тринадцатом веках). Литовцы оставались язычниками до начала пятнадцатого века.

Все эти сведения, впрочем, верны лишь в общих чертах; они не исключают как некоторых более ранних локальных конверсий, так и случаев более продолжительной приверженности язычеству в закрытых областях. Отдаленность проживания и независимость племени вполне могли гарантировать защищенность традиционной племенной веры. Кроме того, различными вероотступниками нередко предпринимались попытки хотя бы частичного возвращения к религии предков. Иногда христианство быстро завладевало только умами богатых и благородных семейств, пример которых со временем увлекал и простой народ; иногда, напротив, новая религия сначала оказывала влияние на бедные низовые слои населения.

Якоб Гримм, «Германская мифология»