КРЕСТ НА СВЯТОЙ СОФИИ

1 мая 330 года от Рождества Христова на европейском берегу Босфора римским императором Константином Великим была торжественно основана новая столица империи – Константинополь (Новый Рим). И современники, и сами жители стольного града Константинова именовали себя ромеями (римлянами), а государство — Империей ромеев, по-гречески Βασιλεία των Ῥωμαίων.

Ромейский император Юстиниан в VI веке воздвиг собор Святой Софии. Храм более тысячи лет был самым высоким архитектурным сооружением на Земле.

В 1453 году Ромейская империя пала. Турки взяли Константинополь, провозгласили Османскую империю, а собор Святой Софии султан Мехмет II отписал в свою собственность. В соборе устроили главную мечеть империи, юридически султан даровал ей статус вакфа.

Вакф по шариату представляет собой движимое и недвижимое имущество посвящаемое, в соответствии с мусульманским правом, государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели при условии его сохранения, и не могущее быть предметом частной собственности.

Можно посвящать только свою собственность. В частности, можно посвящать земли, дома, источники воды и прочее. Вакф допустим в пользу бедных людей, в пользу духовных учреждений: мечетей, медресе и т. д. Первым в истории учредителем вакфа, имевшего религиозное предназначение, был сам пророк Мухаммед. Он приобрел землю в селении Куба под Мединой и построил на ней мечеть. Кроме того, пророк был первым, кто учредил вакф в интересах нуждающихся представителей мусульманской общины. Вакф состоял из семи фруктовых садов, завещанных Мухаммеду одним жителем Медины.

Будучи вакфом султана Мехмета II, с 1453 по 1934 год собор Святой Софии служил в качестве общей мечети и управлялся примерно так, как сегодня управляется имущество или средства, переданные в траст. Собственно, траст в европейском праве происходит именно от вакфа. В своём завещании султан Мехмет II отдал отдельные распоряжения:

Относительно моего Вакфа Айя-Софии:
— если кто-то изменит мое решение о превращении Айя-Софии в мечеть;
— изменит или отменит хотя-бы один пункт Вакфа Айя-Софии;
— будет порочить без стеснения или под любым скрытым предлогом приостановит работу Вакфа Айя-София;
— подделает оригинал Вакфа. (цели Вакфа не могут быть пересмотрены или преобразованы);
— если кто-то решит сэкономить деньги Вакфа, противоречащеми Шариату действиями;
— если кто-то аннулирует статус мечети и подделает документы;
— если кто-то оформит право на попечительство или путем обмана оформит Вакф на собственный счет;
Я заявляю о том, что все они совершат большой Харам и заслужат наказания за грехи. В связи с этим, кто изменит этот Вакф:
Да пребудет с ним проклятие Аллаха, Пророка, ангелов, всех правителей и даже всех Мусульман, и пусть их наказания не уменьшатся, и пусть на их лица не будут смотреть в день Хашра.
Пусть будет грех на том человеке, кто зная эти строки, все равно изменил статус и условия Вакфа.
Им уготованы мучения Аллаха.
Аллах-Слышащий, Знающий.

В период существования Османской империи воля султана Мехмета II оставалась в силе, и Айя-София была мечетью 482 года.

И ещё она была сладкой грёзой Третьего Рима (а Четвёртому не бывать!)

После провозглашения Турецкой Республики (1923 г.) юрисдикция в отношении всех субъектов собственности Османской империи, обладавших статусом вакфа, была передана новому правительственному министерству — Генеральному директорату фондов. Собор Святой Софии продолжал использоваться в качестве мечети в течение 1920-х годов, но в 1931 году реставраторы начали раскрывать мозаику интерьера. Впечатляющий успех их работы убедил совет министров Турции (1934 г.) передать юрисдикцию над зданием от Генерального директората фондов министерству образования Турции.

Это изменение в юрисдикции совпало с изменением функций комплекса Святой Софии (Айя Софья), и в результате собор/мечеть были закрыты для богослужения. Сегодня собор Святой Софии/мечеть Айя Софья находится в ведении министерства культуры и туризма как административного преемника министерства образования Турции. Параллельно функции комплекса расширялись, и сегодня Айя Софья всё больше приобретает характер объекта мусульманского благочестия.


Сам-то я неоднократно бывал в музее/храме Святой Софии и мог наблюдать этот процесс от приезда к приезду. Вначале в музее отвели помещение для молитвы мусульман. Уже в 2016 году Айя-София получила своего имама, который постоянно находится мусульманском секторе, с минаретов стали транслировать призыв к намазу; во время Священной ночи Ляйлят аль-Кадр (когда, согласно исламу, пророку Мухаммаду явился ангел Джабраил и передал ему первые пять аятов суры аль-Аляк) в мусульманском секторе Святой Софии читают Коран и молитвы при большом стечении верующих.

В общем, мой опыт личных наблюдений говорит, что на каком-то этапе Турция зафиксировала ситуацию, когда собор Святой Софии функционирует и как музей, и как мечеть. Как очевидец, я не заметил, чтобы расширение этой последней функции привело к повреждению здания или созданию препятствий для его произведений искусства. Юридически на сегодня министерство культуры и туризма Турции остается ответственным управляющим комплексом собора Святой Софии/Айя Софьи.

2 июля Государственный совет Турции объявил решение пересмотре статуса Святой Софии в Стамбуле. Созрело это решение не за одну ночь. Как знатный тюркофил, я давно наблюдаю тамошнюю дискуссию о том, что передача юрисдикции министерству культуры и туризма была незаконной. Многие турецкие исламские и светские правоведы утверждали, что турецкое государство не имело права секуляризировать собор Святой Софии в 1934 году, поскольку вакф вечен и неприкосновенен. Пророку Мухаммеду и султану Мехмету II бы понравилось. Согласно этому аргументу, законным хранителем здания является Генеральный директорат фондов (см. выше).

В последние годы Генеральный директорат взял на себя контроль над другими памятниками Ромейской империи, и вновь открыл их для поклонения мусульман. Одним из ярких примеров является еще один собор Святой Софии, в Трабзоне на Черном море. Попытка вновь открыть здание для молений мусульман включала в себя создание тщательно продуманного набора экранов, предназначенных скрыть христианские фрески. Малоизвестным, но зато более ощутимым с точки зрения ущерба для исторической ценности, стала реставрация, проведенная Генеральным директоратом в соборе Святой Софии в Визе (Фракия) в 2006 году (теперь это мечеть Гази Сулейман Паша), которая привела к значительному повреждению исторической структуры здания. Позволю себе  прогноз: превращение храма Святой Софии из музея в мечеть неизбежно. Эрдоган делает Турцию мировым центром ислама.

Но, в общем, учёные бьют тревогу: в случае изменения юридического статуса комплекса собор Святой Софии/мечеть Айя Софья и полного возобновления его религиозных функций в пользу магометан, исторические и археологические ценности могут быть повреждены, а произведения искусства могут быть скрыты от обозрения.

Натурально, эстетическая, культурная и историческая ценность Святой Софии в Стамбуле не позволяет отнестись к её дальнейшей судьбе без внимания мирового учёного сообщества. Последовательно сменявшие друг друга ромейское и османское имперское правление, а затем правительства Турецкой республики защитили этот памятник общемирового значения от разрушительного воздействия времени, сохранили его культурные и духовные сокровища и для тех, кто придет в будущем. Разумеется, стоит надеяться, что эта историческая преемственность сохранится.

Такова их дислокация.