Айн, цвай, полицай, драй, фир, бригадир

Лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич назвала Белоруссию страной полицаев. Интервью с писательницей опубликовано в издании Meduza. «Тысячи белорусов служили в полиции. Не надо думать, что у нас все уходили в партизаны и только отдельные предатели…» — сказала Алексиевич. По ее словам, во время Великой Отечественной войны немцы заходили в село, «забирали всех молодых ребят», и те становились полицаями.

Политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский предположил в эфире НСН, что часть людей поддержат Алексиевич в ее заявлении, но основная масса белорусов, по его мнению, посчитает обращение «полицай» за тяжелейшее оскорбление.

«Госпожа Алексиевич известна своими экстравагантными антисоветскими и русофобскими заявлениями, но она, увы, только этим здесь и известна. Ее книги в Беларуси не издаются с 1993 года, это собственное признание писательницы. У Светланы Александровны есть жизненная позиция, которая выражается в отрицании всего советского прошлого, в том числе той части белорусской истории, которая связана с Советским Союзом. Поэтому она искренне считает Беларусь страной полицаев. Это у неё от души. В Беларуси дискуссия о полицаях идет давно, появилось поколение молодых историков, которые утверждают, что белорусы в годы второй мировой войны сражались против коммунизма вместе с нацистской Германией. И вообще, мол, белорусы не в тех окопах гнили, в каких надо было. А сейчас пили бы баварское пиво и закусывали вестфальской ветчиной. Вот Алексиевич такой концепции и придерживается», — заметил политолог.

По мнению Александра Зимовского, маркером нынешнего отношения Минска к сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне и жертвах, принесенных жителями Советской Белоруссии на алтарь Победы, станет либо реакция официальных лиц на то, что они живут в «стране полицаев», либо отсутствие такой реакции.

«Пока ее заявление не встретило никакого отклика в Беларуси. Официальной реакции нет, и, я полагаю, не будет. Некоторое время назад, было дело, Лукашенко намекнул, что есть, мол, всякие лауреаты, которые выливают на Беларусь ушаты грязи, хотя в лицо Алексиевич он такого и не говорил. С другой стороны, нобелевский лауреат в Беларуси один, и это Алексиевич. Правда, нет в здешнем обществе единого мнения, наша лауреатка — она моральный авторитет, или моральный урод? Но она уж точно не историк. А исторические, документально подтверждённые факты говорят о том, что около 150 тысяч белорусов служили во вспомогательной полиции и охранных частях во время оккупации. Это было добровольное дело, а мобилизовать белорусов в эти части гитлеровцы начали лишь незадолго до операции “Багратион”. После освобождения БССР Красной Армией в 1944 году около ста тысяч жителей белорусских оккупированных территорий были уличены органами НКВД БССР как полицаи, каратели и пособники, большинство получили сроки, самые рьяные пошли на виселицу. Это обычное дело, поляки вешали своих полицаев, французы — своих, и так далее. В партизанах же в Беларуси было около полумиллиона человек. Это даёт повод некоторым местечковым историкам-”попаданцам” заявлять даже о гражданской войне между белорусскими партизанами и белорусскими полицаями. На самом деле белорусские полицаи являются в Беларуси объектом исторической ненависти. Это и в литературе, и в кинематографе отражено. Таким словом до сих пор можно глубоко оскорбить человека, а в местных деревнях подобное, как правило кончается жестоким мордобоем. Лукашенко несколько раз отказывался переименовать белорусскую милицию в полицию, мотивируя, это тем, я цитирую, что “вы знаете, как у нас в народе относятся к полицаям”. А тут вдруг вся страна оказалась литературно оскорбленной. В таких случаях нехорошо сидеть, да отмалчиваться», — добавил Александр Зимовский.

Ранее сообщалось, что президент Польши Анджей Дуда отказался от поездки на Всемирный форум памяти Холокоста, прошедший 23 января в Израиле. Адвокат Тимур Маршани в эфире НСН напомнил о сотрудничестве польских властей с нацистами во время Второй мировой войны и участии местных надзирателей в этнических чистках на территории Польши. «Все расстрелы, события в Бабьем Яру, когда было уничтожено очень много поляков, совершались при участии польских офицеров-коллаборационистов. Они же проводили этнические чистки», — заявил юрист.

Комментарий для НСН