Пустеющие гиганты. Россияне больше не ходят в торговые центры

Рынок мегамоллов ждут непростые времена: интерес к ним явно падает. В поисках спасения владельцы бегут к развлекательным центрам, которые платят заметно меньше. В итоге рискуют закрыться четверть ТЦ.

Несколько лет назад в США начал заметно падать интерес к крупным торговым центрам. Тенденция распространяется, спад, который может привести к закрытию четверти торговых площадей, начал ощущаться и в России. Девелоперы пробуют спастись, невыгодно сдавая площади развлекательным центрам.

В России прекращают строить огромные торговые центры. На 2020 год не заявлен ввод ни одного объекта площадью больше 100 000 кв.м., следует из данных «Магазина магазинов». Средний размер сдаваемого в Москве объекта составит 9,3 тыс. кв. м — это более чем в полтора раза ниже показателя 2019 года, в сравнении с 2015 годом площадь среднего объекта снизилась в четыре раза.

Модель торгового центра, работавшая последние лет 50, действительно устаревает,— говорит директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.

Инвесторов все больше интересует достаточно свободный рынок небольших локальных объектов.

Первыми к крупным торговым центрам охладели американцы. В США, по расчетам Coresight Research, за последние четыре года объем торговых площадей вырос только на 0,4%. К 2022 году, прогнозирует Credit Suisse, должны закрыться 25% объектов. Это объясняют все большим переходом людей в онлайн: по оценкам Retail Next, в США посещаемость офлайн-магазинов упала за этот год на 11,4%.

Россию с точки зрения заполняемости торговыми центрами корректно сравнивать именно с Америкой, уверен замдиректора Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Гриднев. Ведь именно из США к нам пришла мода на моллы.

Ситуация в Европе другая: большинство крупных городов в силу исторически сложившихся обстоятельств и менталитета предпочли сохранить рынки и стрит-ритейл, а не концентрировать торговые площади в одном здании,— объясняет он.Европа сознательно сопротивлялась появлению крупных торговых центров из-за их негативного влияния на городскую среду.  Среди главных недостатков Гриднев называет неизбежный подрыв близлежащей уличной торговли и мелкого бизнеса.«После появления торгцентра рестораны и торговые точки либо переезжают в него, либо закрываются, не выдержав конкуренции, а улицы пустеют и становятся менее безопасными»,— отмечает эксперт. Еще один негативный фактор — ухудшение транспортной обстановки.Кризис накрываетКак рассказала гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, общий объем локального рынка одежды, обуви и аксессуаров в России по итогам 2018 года остался без изменений к 2017 году. В то же время прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2018 года превысил 20%. Тренд сохранился и в этом году: по расчетам Data Insight, в первом полугодии в денежном выражении объем рынка интернет-торговли достиг 725 млрд руб., увеличившись на 26% относительно аналогичного периода прошлого года.

Трафик в торговых центрах все хуже, по расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index в Москве (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в 2019 году оказался на 17% ниже уровня 2013 года. В магазинах одежды и обуви падение в этом году оценивается в 18% по сравнению с 2016 годом.

Гендиректор Familia Константин Надеждин предполагает, что если не произойдет существенных изменений в экономике, число торговых точек в fashion-рознице в целом может снизиться на 5–7%.

При этом Надеждин уверен, что хоронить традиционную розницу пока не стоит:

Сети все равно будут открывать магазины — как своеобразные шоурумы, где покупатель сможет вживую увидеть и потрогать товар.

Розничные магазины в разных странах идут на все, чтобы привлечь покупателя. Например, Оverlane открыл в Нью-Йорке иммерсивный магазин-сад, где посетители разуваются на входе, после чего босиком гуляют по бутику-саду, где в непривычной для магазина обстановке размещены стеллажи с обувью всех размеров. Площадка Matchesfashion в сотрудничестве с Prada запустили магазин 5 Carlos Place с вендинговыми машинами для одежды, автоматами для пинбола и дизайнерскими коллаборациями.

Гендиректор Boardriders Russia (развивает QuikSilver, Roxy, BillaBong, DC Shoes) Денис Томашевский рассказал о других приемах:

Мы регулярно используем площадки магазинов для мероприятий различных форматов — лекций с топ-спортсменами, автограф-сессий с мировыми звездами экстремальных видов спорта, проводим паблик-толки, устраиваем бесплатные занятия йогой.

Все это, считает Томашевский, приводит в магазины целевую аудиторию.

Торговые центры готовы меняться

Меняться нужно не только магазинам, но и торговым центрам.  Для удержания людей они переориентируются на развлекательный формат.

Руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина отмечает, что с 2008 года доля развлекательных площадей в качественных торгцентрах выросла более чем в три раза: с 4% до 13% в 2019 году от общего объема арендопригодных площадей.

Однако такая политика не всегда выгодна: развлекательные центры называют самыми низкодоходными арендаторами. По данным Knight Frank, средняя стоимость аренды помещений для развлекательных зон — 4–8 тыс. руб. за 1 кв. м в год, они также платят 10–14% от оборота. Ставки для небольших операторов торговой галереи (50–300 кв. м) базируются в диапазоне от 8 тыс. до 120 тыс. руб. за 1 кв. м плюс 10–14% от оборота.

В итоге, уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, до 2023 года в городах-миллионниках полностью закрыть или существенно сократить торговую составляющую могут около 100 торгцентров общей площадью 1,2 млн кв. м.

Пустеющие гиганты. Россияне больше не ходят в торговые центры