Такой Ведьмак нам..

Ладно. Допустим, не нужен. А какой нужен?

Совершенно справедливо, что зрители и создатели ждут от любого сериального и кинопроекта совершенно разного. Зрители ждут кайфа и удовольствия от просмотра (желательно с минимально возможными негативными ощущениями). Создатели ждут понравиться критикам, отбить затраченное бабло и получать навар.

Поэтому для фанатов и знатоков всей книжной саги о Ведьмаке её прочтение ремесленниками из Нетфликса будет полным говном.

Для фанатов компьютерных игр о Ведьмаке разочарование будет несколько меньшим, потому что зрелищность и спецэффекты Нетфликс смог обеспечить по очень приличному разряду.

Ну, а для тех, кто в первый раз узнал о Ведьмаке из первой серии (или из трейлеров и тизеров) всё будет хорошо. Экшн есть, секс есть, кровищи хватает, твари в наличии, пряничная архитектура и блестящие латы и мечи соответствуют представлению ширнармасс о стандартном антураже англо-саксонского фэнтези.

И поскольку ширнармассы, по определению, превосходят книжных фанатов числом не на один порядок, с коммерческой стороны всё должно быть OK, а благожелательных отзывов можно прикупить за мешок орренов из бюджета, выделенного на промо и мерч.

На момент написания этого текста Нетфликс ещё не предъявил цифры о просмотрах первого сезона «Ведьмака». И я не стану рассуждать о коммерческом успехе/провале проекта. Зайду издалека.

Впервые текст про Ведьмака опубликован в 1986 году. На сегодня персонаж достиг возраста Христа. Книжная судьба к Ведьмаку благоволила, и по признанию самого Анджея Сапковского, сага про Геральта из Ривии после дебюта развивалась как литературный бизнес-проект.

Проект на тот момент более чем успешный, потому что в постсоциалистической Польше освободившиеся от идеологической опеки польские издатели впаривали изголодавшемуся польскому читателю исключительно англо-саксонское фэнтези. И тут вот он, свой, родной, кондовый, от сохи, да ещё со смачным духом навозной кучи и пивной отрыжки, духом средневековой Польши времён от Мешко III Старого до Пшемысла Второго.

Согласно каноничному календарю саги о Ведьмаке Геральт убивает Ренфри в 1231 году. В новоиспеченном сериале экипировка военных людей относится к периоду на 150-200 лет позже, да и вообще на экране перед нами Позднее Средневековье. Совсем другой доспех, другой костюм.

В дни Геральта (по Сапковскому) самым распространённым видом жилища была крытая соломой глинобитная хата, народ ездил по говну на волах, а зАмком называли любое каменное сооружение выше двух этажей. Замок с башней (донжоном) уже позволяли себе только местные корольки.

Разумеется, в сериале всё куда богаче, но вот посконный, сермяжный и кондовый шарм славянского (польского) фэнтези испарился начисто. Тем не менее, фабульная часть сохранена, в общем, корректно по отношению к книгам Сапковского. Про неизбежную дань толерастии в виде появления всевозможных расово несуразных персонажей я и писать не хочу. А хочу отметить весьма слабо прописанные диалоги и утрату фирменного «сапковского» юмора и сарказма. Хотя в оригинальном русском дубляже на Нетфликсе я дважды слышал слово «подзалупный».

Загадкой для меня осталось, куда подевался суровый славянский чел, который на «ты» с лешими, бухает по-чёрному с краснолюдами, а при случае всегда готов выебать хотя бы и любую костлявую дочку бабы Яги за неимением под рукой подходящей толстожопой и грудастой пейзанки? Такого Геральта мы не увидели. Вообще, Геральт в сериале — довольно занудный чистоплюй, он за всё хорошее и против всего плохого, как любой заглавный персонаж из любого советского производственного фильма. Он много говорит и много морализирует.

Изрядное удивление вызывает то, что Геральт, мрачный алхимик, мастер боевых искусств и грязных бойцовских приёмов (по Сапковскому, опять же), живущий лишь в боях и походах, на протяжении первого сезона половину времени проводит в горячей ванне, умащаемый благовониями и притираниями. Тогда как на деле он должен быть могуч, вонюч и волосат. Хотя причёска норм, тут я не стану придираться.

Ведьмак Геральт, в общем, получился физически здоровый, но при этом картонный какой-то. В названии сериала он заявлен как центральная фигура. На самом деле Геральт всё время маячит на заднем плане. И хорошо, если на втором. Самец и лидер пока что из него не очень чтобы очень. Зато линия Йеннифер прочерчена глубоко: убогое детство, ненавистная школа, отрочество, юность, мильон терзаний... А ещё флэшбэки, флэшбэки... Тридцать пять тысяч одних флэшбэков. В одном из эпизодов первого сезона «Ведьмака» флэшбэк занимает до ¼ всего этого эпизода.

Если же в целом попытаться поднять тему «о бабах Геральта замолвите слово», то фиаско неизбежно. Вот вы знаете, нечего сказать, буквально нечего. Конечно, сеанс пластической средневековой хирургии, когда Йеннифер вручную и без наркоза меняет матку на средней привлекательности мордашку и сексапильную so-so фигурку, снят с душой. Возможно, в этом эпизоде даже скрыт message, при желании кой-чего разглядеть можно. Остальные женские персонажи сериала больше запомнятся вам полным отсутствием женственности. У Зены-королевы воинов и у рыжей Сони потенциал соблазнительности куда как выше. Вот, освежите память.

Ничего подобного в нынешнем «Ведьмаке» мы не видим даже близко, эскорт Борха Три Галки с задачей явно не справился. Цири здесь не восьмилетняя девчонка, а что-то среднее между набоковской Лолитой и кэрролловской Алисой. Трисс Меригольд явно не следит за фигурой и тяготеет к бодипозитиву, королева Каланте недостаток шарма добирает ухватками властной госпожи-доминантки. Чародейки асексуальны до унылости. Была, правда, одна секс-работница, но высокий класс не показала. Про здоровую народную кровь с молоком ничего не скажу. За отсутствием таковой. Даже всеядному менестрелю Лютику тут буквально некого затащить на сеновал.

Была надежда на межрасовый секс Ведьмака или его клиентов (с русалками или бруксами, например) но пока до этого дело не дошло, а бесполые цветные дриады из Брокилонского леса ситуацию нимало не спасают. Будем надеяться на лучшее во втором сезоне.

Хореография поединков выглядит отлично, хотя массовые батальные сцены явно не удались. Ну так они и самому Сапковскому не удавались, он на них и не ставил никогда. Всё решалось поединком, хоть на мечах, хоть на оглоблях. В общем, за фехтование ставлю «отлично» по пятибалльной.

Остаётся собственно бестиарий, то есть существа, на утилизации которых ведьмак Геральт делает свой маленький бизнес. Бизнес и вправду маленький, потому что Ведьмак то ли отчаянно демпингует в надежде расширить клиентуру, то ли его клиенты не считают ошивающихся окрест бестий серьёзной проблемой. Ну, жрёт стрига всякое попавшее на зуб/коготь быдло, так бабы новых нарожают; а сама стрига денег же не просит. Примерно такие соображения лежат в основе каждой сделки, заключаемой Ведьмаком с местными властями.

Визуально всё хорошо. На третьем десятке двадцать первого столетия все научились работать с диджитал-визуализацией (ну, кроме Беларусьфильма, понятное дело). Порталы функционируют исправно и перемещают героинь и героев в по-настоящему реалистичные и местами прекрасные пейзажи Польши, Венгрии и Канарских островов (там проходили натурные съёмки). Силы Хаоса гадят, но в остальном у колдунов и колдуний до времени всё под контролем. Межгосударственные отношения испорчены квартирным вопросом, а когда они были не испорчены? Профессиональное сообщество магов и чародеев, именуемое в сериале Капитулом, занято интригами, процветают кумовство и непотизм, мелочное интриганство.

Остальные люди, и корольки, и кметы, и средний класс любят секс, деньги, выпить и пожрать, каждый соответственно своему статусу. А посреди этого более-менее упорядоченного феодально-крепостнического и волшебно-магического общества мотается туда-сюда по-своему несчастный ведьмак Геральт. То ли в поисках своего Предназначения, то ли скрываясь от Предназначения чужого.

И если не придираться, или книг Сапковского накануне не читать, то смотреть можно с лёгкостью и увлечением. Я вот посмотрел, и не жалею.

Такова их дислокация.