Первая массовая армия в России

Указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей» был объявлен 8 ноября 1699 года. Всем записавшимся было установлено жалованье по 11 рублей в год и кормовые деньги наравне с Преображенским и Семеновским полками. Запись вольницы возлагалась на специальную комиссию. Указ гласил: «и на Москве тот збор велено ведать в Преображенском на генеральном дворе боярину и адмиралу Федору Александровичу Головину, думному дьяку Автоному Ивановичу Иванову, генералу Адаму Адамовичу Вейде и у того дела быть дьякам Осипу Татаринову, Ивану Золотухину, Ивану Козлову, Нефеду Кормилицину, Андриану Ратманову».

К этой комиссии было прикомандировано 13 старших подьячих, 17 подьячих средней статьи, 44 молодых, 4 целовальника и по капральству солдат Преображенского полка. 5 декабря были созданы еще две комиссии: одна в Новгороде под начальством И. Ю. Трубецкого, вторая в Пскове под начальством П. С. Салтыкова. Эти комиссии были подчинены Головину. 17 ноября 1699 года указ был повторен, причем этим указом предписывалось вести запись и среди даточных людей. Комиссия затребовала из Разряда, а также из Стрелецкого, Ямского и Иноземного приказов имевшиеся в их распоряжении росписи, перечни и сказки о служилых людях. Сверив все эти данные с переписными книгами, комиссия решила провести набор даточных из числа помещичьих крестьян и дворовых. Для проведения набора даточных в Нижнем Новгороде, Казани и Понизовых городах была направлена комиссия кн. Репнина, в которую входило 10 стольников, 2 прапорщика, 14 сержантов, 1 лекарь, 1 писарь и 9 солдат. Репнину предписывалось собрать в 20 городах «добрых и к службе годных» 10 тыс. человек. Предлагалось набирать в службу только из боярских детей, недорослей казачьих и стрелецких и вольных людей. Позже было разрешено набирать из даточных людей, кроме «с пашен беглых крестьян».

Согласно указу начальные люди — московские и городовые дворяне, находившиеся в это время на службе — были обязаны поставить одного пешего (даточного) с 50 дворов и, кроме того, одного конного (даточного) со 100 дворов. С дворян, находившихся на гражданской службе в приказах и воеводствах, а также с отставных, со вдов, недорослей и девок было определено взять по одному даточному с 30 дворов. С церковных служителей и монастырей по одному даточному с 25 дворов. Если же у владельцев поместий не было достаточного числа дворов, то с таких предлагалось взыскивать за каждого даточного по 11 рублей деньгами.

Окончание набора предусматривалось в Москве к 1 декабря 1699 года, а в Нижнем Новгороде и понизовых городах — к 25 января 1700 года. Всех пожелавших записаться в солдаты предлагалось принимать на съезжих дворах «без всякой задержки и взяток».

Комиссия разработала специальную инструкцию, регулирующую прием даточных. Статьи этой инструкции, опубликованной 23 декабря 1700 года, приобрели силу закона после того, как они были подтверждены указом в 1701 году.

В результате деятельности обеих комиссий в новоприборные солдаты комиссией Головина было принято 22 514 человек, из которых 10 727 человек были даточными и 11 787 человек вольными, да в комиссии Репнина 10 720 человек. Всего 33 234 человека. Из этого числа в армию было направлено 32 130 человек, а на флот 1 104 человека.

Из этого контингента было укомплектовано 27 новоприборных солдатских полков. Из них: 8 — в. Москве, 9 — в Новгороде и 10 — в понизовых городах. Кроме пехотных полков, в это время были сформированы два драгунских полка, укомплектованных боярскими и дворянскими детьми, явившимися на военную службу со своими даточными.

Любомир Бескровный, «Русская армия и флот в XVIII веке»