Большинство руководителей, с которыми я работаю в качестве тренера, уже знают, что им нужно научиться слушать — они читали статьи о центральной роли, которую играет это умение в выстраивании команд, управлении изменениями, достижении стратегических интересов, развитием лидерских качеств и успеха в бизнесе.
Так как же превратить слушание из пассивного умения в суперспособность?
Давайте начнем с того, чем умение слушать не является (хотя по моему опыту очень часто такое имеет место в бинесе): пассивным действием, ожиданием своей очереди выступить.
Суперслушатели слушают по-другому: активно, с любопытством, креативно. Слушание в их интерпретации – это перфоманс. В их случае это всегда связано с импровизацией. Если вы видели комедию импровизаций, то ощущали волшебство, которое происходит, когда люди исполняют то, что выглядит и звучит как очень забавный, хорошо отрепетированный сценарий. Но сценария в импровизации нет. Репетиций нет. Плана – тоже нет.
Импровизаторы могут создавать представление без сценария по одной причине: они потрясающие слушатели. Слушают они особым образом, чтобы творить вместе с другими, сотрудничать с другими. Импровизаторы открыты и готовы сказать «да» своим соавторам, следовать за ними в любом месте и совместно творить.
В каждой беседе существуют скрытые предложения. Даже если кажется, что дело обстоит иначе. Игнорирование вашего вопроса коллегой – это предложение. Клиент, говорящий, что он не заинтересован в вашей продаже — предлагает. Смех над вашей шуткой — предложение. Ваш начальник не смотрит на вас, когда вы заходите в его кабинет — предложение. Все это — хорошее, плохое и неопределённое — предложение, которое можно интерпретировать и использовать себе на пользу, если вы услышите его.
Но большинство из нас игнорируют многие из этих предложений, находящихся прямо перед нами, по бесчисленным причинам. Может быть, вы боитесь, что не знаете, что сказать, или вы действительно не улавливаете нить разговора. Или вы не согласны и вкладываете всю свою энергию в спор. Или вы чересчур зациклены на основной канве вашей программы и не можете пойти по иному пути. Или вы беспокоитесь, что будете звучать глупо, говорить не то, или вам просто не хватит времени.
Все вышеперечисленное, вероятно, верно для всех, по крайней мере, в некоторых случаях. Но, вооружившись сверхспособностями импровизатора выступать в качестве слушателя (слушая предложения и создавая их совместно), вы можете преодолеть множество препятствий и превратить слушание в акт совместного творчества с другими людьми.
Попробуйте эти упражнения, чтобы развить суперспособность слушателя:
1. Выберите предстоящую встречу или беседу один на один и поэкспериментируйте с тем, чтобы выслушать ваш приоритет. Не слушайте ничего другого. Вместо этого обратите внимание на то, сколько предложений попадается вам в речи коллеги (помните, что они не всегда положительные). Сделайте паузу дольше, чем обычно, прежде чем ответить, и когда вы это сделаете, выберите предложение, подтвердите, что вы его услышали, а затем закрепите его.
2. Обратите особое внимание на предложения языка тела. Наблюдайте за позой коллеги, его выражением лица, походкой, на что они смотрят, и многое другое. Слушайте, смотрите и отвечайте на эти предложения.
3. Проявите любопытство: у вас есть друг или коллега, с которым вы не согласны? Попытайтесь не спорить и не переубеждать его в своей правоте, а вместо этого попробуйте узнать максимум о том, как они видят тему или проблему.
4. Попросите коллегу или друга рассказать вам историю о себе, которую вы никогда не слышали. Просто сядьте и выслушайте его.