Какова стратегия Путина в Африке

В конце октября в Сочи состоится первый в истории российско-африканский саммит. Идея предстоящего мероприятия была озвучена Владимиром Путиным ещё в июле 2018 года, в ходе саммита БРИКС (группы из пяти стран, сформированной для создания противовеса Западу) в Йоханнесбурге, крупнейшем городе ЮАР. На сегодняшний день намерение принять участие подтвердили 35 государств – будут присутствовать многие африканские лидеры.

Это событие станет уникальным в своём роде. В 70-х годах прошлого столетия Советский Союз проводил политику солидарности с «третьим миром», поддерживая процесс деколонизации, способствовавший сплочению африканских стран, однако воспоминания о тех событиях уже растворились во времени.

Основной поставщик оружия в Африку

Торговля оружием переживает серьёзный подъём из-за сирийской войны, в ходе которой Россия продемонстрировала эффективность своих вооружений. По информации Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Россия лидирует в области соответствующих поставок в Африку (на её долю приходится 35 процентов). За ней следуют Китай (17 процентов), Соединённые Штаты (9,6 процента) и Франция ​​(6,9 процента). Место самого крупного покупателя удерживает Алжир, но спрос растёт также со стороны Марокко, Египта и Нигерии.

В ходе чеченской войны Россия приобрела значительный опыт в борьбе с терроризмом, которым она делится с государствами, где в настоящее время присутствует эта опасность – например, с Нигерией, странами Магриба и Сахеля. Информация со спутников, сотрудничество в сфере безопасности и обмен разведданными – вот средства, с помощью которых Москва намеревается усилить своё влияние.

Разумеется, подобная деятельность не вызывает особой радости в Вашингтоне. В декабре прошлого года советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон выразил беспокойство по этому поводу. Позднее, в марте, аналогичные мысли высказал генерал Томас Дэвид Вальдхаузер, глава Африканского командования вооружённых сил США.

Вымысел и пропаганда

Как и во время холодной войны, сейчас трудно выделить зёрна истины из пропаганды и контрпропаганды обеих сторон. Однако в одном сомневаться не приходится: 54 африканских государства, составляющих почти треть членов Генеральной Ассамблеи ООН, являются весьма полезной для России «группой поддержки». Вспомнить хотя бы 2014 год и голосование по поводу резолюции, осуждающей присоединение Крыма. Тогда воздержались 58 стран, и в их числе оказались Египет, Алжир, ЮАР, Мали, Руанда, Сенегал и Габон.

Экономические санкции, введённые западными странами против России в результате крымских событий и скрытого конфликта с Украиной, усилили внимание Москвы к Африке. В свою очередь, многие государства континента, стремящиеся к расширению международных связей, заинтересованы выслушать предложения «русского медведя».

В своей региональной политике Россия упирает на то, что никогда не участвовала в колонизации Африки, а следовательно, не вызывает раздражения, проскальзывающего в отношении к западным странам. Кроме того, Москва не считает нужным читать своим партнёрам нравоучения.

Надо отметить, позиция России находит у государств континента определённый положительный отклик. Разве Путин не выступал против убийства Муаммара Каддафи, которое больно задело некоторых африканских правителей? Российский лидер оказывает поддержку Николасу Мадуро и Башару Асаду, он встречался с Мугабе и Аль-Баширом до их отстранения от власти – всё это вызывает одобрение некоторых деятелей, не принадлежащих к числу благонравных демократов.

Возможно, нынешнюю российскую стратегию стоит считать посмертной победой Евгения Примакова. Напомним, Примаков, занимавший посты министра иностранных дел и премьер-министра в конце 1990-х, старался возродить отношения с Африкой для формирования антизападного блока и многополярного мира, в условиях которого Россия могла бы воспрянуть из пепла.

Редкоземельные металлы и другие природные ресурсы

Что можно сказать об экономической стороне вопроса? Именно этим аспектам будет посвящён сочинский бизнес-форум, в ходе которого россияне рассчитывают заключить множество контрактов, причём особый интерес приковывают редкоземельные металлы и другие природные ресурсы. Тем не менее, на сегодняшний день Москва остаётся экономическим лилипутом на этом континенте. Ежегодные торговые обороты между Россией и африканскими странами насчитывают всего 17 миллиардов долларов, в то время как для Китая аналогичный показатель превышает 200 миллиардов.

Слабая сторона «русского медведя» заключается в том, что малые и средние предприятия страны слабо представлены в Африке и не могут предложить большого количества товаров массового спроса.

Правда, в распоряжении России всё же имеются действенные средства, которые вполне пригодны для развития экономических отношений. Сюда относятся списание долгов в обмен на заключение двусторонних военных соглашений или на право добычи природных ресурсов; привлечение крупных государственных инвестиций; возможность завоевания новых рынков с помощью гигантских корпораций, действующих в разных сферах. К разработке углеводородных месторождений можно подключить «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл», к добыче алмазов – «Алросу», алюминия – «Русал». В оборонной и атомной отраслях будут задействованы «Рособоронэкспорт» и «Росатом», в производстве удобрений – «Уралкалий» и «Уралхим».

Иными словами, располагая ограниченными ресурсами, Россия старается вызвать уверенность в том, что она вернула былое величие.

Какова стратегия Путина в Африке