«Началась беда в Мар-Э-Лаго. Всему виной был Малыш Трамп, — свою привычку мочить партнёров ему следовало бы ограничить мексиканцами. Но Малышу Трампу было семьдесят два года, а на границе по Рио-Гранде в семьдесят два года неприлично числить за собой одних мексиканцев».
О'Генри, «Гнусный обманщик»
Трамп взвинтил ставки в мигрантской игре с Мексикой. Он пошёл на эскалацию ставок таможенных ввозных пошлин на все мексиканские товары.
Раньше Трамп твитил разные видюшки в стиле таймлапс. И они набирали по нескольку миллионов просмотров и радостных визгов.
We have just built this powerful Wall in New Mexico. Completed on January 30, 2019 – 47 days ahead of schedule! Many miles more now under construction! #FinishTheWall pic.twitter.com/TYkj3KRdOC
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) February 20, 2019
А вот когда Трамп стал оперировать конкретными цифрами, всем причастным стало не до смеха.
To address the emergency at the Southern Border, I am invoking the authorities granted to me by the International Emergency Economic Powers Act. Accordingly, starting on June 10, 2019, the United States will impose a 5 percent Tariff on all goods imported from Mexico. If the illegal migration crisis is alleviated through effective actions taken by Mexico, to be determined in our sole discretion and judgment, the Tariffs will be removed. If the crisis persists, however, the Tariffs will be raised to 10 percent on July 1, 2019. Similarly, if Mexico still has not taken action to dramatically reduce or eliminate the number of illegal aliens crossing its territory into the United States, Tariffs will be increased to 15 percent on August 1, 2019, to 20 percent on September 1, 2019, and to 25 percent on October 1, 2019. Tariffs will permanently remain at the 25 percent level unless and until Mexico substantially stops the illegal inflow of aliens coming through its territory.
И все закричали: «А как же ВТО?! Куда смотрит ВТО?!»
Вы-то не помните, а раньше никакого ВТО не было. Было ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). И этот ГАТТ заклеймён в советской прессе позором и нехорошими словами. Не буду грузить вас положениями марксистской политэкономии, где доказывается антинародная и античеловеческая сущность ГАТТ.
Но именно из соображений экономических постулатов марксизма-ленинизма СССР отклонил предложение принять участие в ГАТТ в 1946 году. Был создан СЭВ, но позже соцстраны начали вливаться в ГАТТ. Процесс шёл в течение 1961—1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС. Марксизм-ленинизм — учение не только всесильное, но и гибкое. Поэтому в 1979 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении СССР статуса наблюдателя. Статус наблюдателя подарили Горбачёву в 1990 году. Потом статус перешёл к России. Процесс присоединения России к ГАТТ/ВТО здесь не рассматриваем; Беларусь не принимают до сих пор, а Украину приняли в 2008 году.
Американцы (США) сидят в ВТО с самого основания ГАТТ. С 1948 года. А вот мексиканцы не сразу попали в ГАТТ/ВТО, их приняли только в 1986 году. И вот США 33 года сидели на печи и Мексику не трогали. Но тут случился Трамп. Об этом чуть ниже, а тут я коротко скажу, что ВТО требует от участников.
Тут всё просто: вход — рубль, выход — два.
Согласно статье XIX ГАТТ от 1994 года юрисдикция ВТО стоит над законодательством национальных государств и предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны в направлении свободы торговли, как абсолютного принципа. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать основные сферы и отрасли национальной экономики и внешней торговли; открыть рынки, все дела. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации и/или изменить условия можно только через три года после входа в ВТО. И лишь после выплаты компенсаций странам/торговым партнёрам, понесшим убытки. Смена правительства и внешнеэкономического и внутриэкономического курса (национализация, например) не означает отказа по обязательствам перед другими странами-членами ВТО.
По этой логике Мексика и другие страны должны были уже давно купаться в компенсациях, выплачиваемых Штатами за торговые шалости Трампа. Но ГАТТ/ВТО придумали не дураки. И эти не дураки вписали в текст ГАТТ от 1947 года вот такую статью XXI.
Блокируешь, например, ввоз бананов из какой-нибудь строптивой Анчурии, и объявляешь, что это в интересах национальной безопасности.
Анчурийская экономика визжит, а ты им впариваешь кредиты по ставке сложного процента. А что хорошо для Merrill Lynch, то хорошо и для Америки. Дональд «Мегапереговорщик» Трамп тут прав и мысленно я ему аплодирую.
Но как же быть с Мексикой? Здесь надо вам заметить, что статья XXI до сегодняшнего времени была спящей. И разбудила её Украина.
После того, как Россия прищемила Киеву яйца путём асимметричных действий (блокада транзита с Украины через Россию в третьи, четвёртые и пятые страны), украинцы метнулись в ВТО за правдой.
Ну и правда оказалась такова, что Украину с её претензиями послали на хуй. А позицию России поддержали в ВТО американцы (вот оно где вскрылось, «русское досье» папы Мюллера на Трампа).
Таким образом ВТО, актуализировав правомерность ссылки на статью XXI в торговых войнах, сделала легитимными любые дальнейшие ограничительные действия администрации Трампа против прочих торговых партнёров. Для американцев прецедент — это всё. Против прецедента не попрёшь.
Есть и чисто американское обоснование. Согласно закону 1977 года президент США имеет право вводить любые тарифы по личному усмотрению и без одобрения Конгресса в условиях чрезвычайной ситуации. Она уже с начала года была объявлена на границе, поэтому юридически ничего не может помешать Трампу установить новые тарифы начиная с 10-го июня.
И теперь, объявляя об эскалации тарифных мер против Мексики (а рост пошлин с нуля до 25% в течение 4 месяцев — это та самая эскалация в чистом виде), Трамп с удовольствием пишет: «В интересах национальной безопасности». Заметьте, сам документ о введении антимексиканских пошлин помещён на сайте Белого дома в раздел «Иммиграция». То есть рассматривается вне контекста того же ВТО, или, скажем, USMCA.
Такова их дислокация.