Крайне рискованная затея Гуайдо провалилась, так как Мадуро сохранил контроль над армией

Это был хитроумный ход, который с самого начала казался рискованным предприятием. Во вторник перед рассветом Хуан Гуайдо в сопровождении его политического наставника Леопольдо Лопеса и небольшой группы солдат, нарушивших субординацию, выступил с посланием к Венесуэле и миру: момент для свержения авторитарного режима Николаса Мадуро наступил.К вечеру, когда Мадуро все еще твердо контролировал армию, Лопес нашел убежище в резиденции посла Чили в Каракасе, а с улиц стали уходить протестующие, ответившие на призыв Гуайдо присоединиться к тому, что он назвал операцией «Свобода».

Хотя это, вероятно, не является смертельным ударом по Гуайдо и трехмесячным усилиям сместить с поста Мадуро, но это был, безусловно, самый большой провал. И это поднимает важные вопросы: использует ли Мадуро этот момент, чтобы осуществить его давнюю угрозу окончательно упечь Гуайдо в тюрьму? Если это произойдет, то как отреагируют США, фактический лидер международной коалиции, поддерживающей Гуайдо как легитимного лидера Венесуэлы?

Вся эта история была настолько странной — у Гуайдо, судя по всему, нет военной мощи, чтобы иметь какие-то шансы — что было трудно понять события этого дня. Одним объяснением, данным советником по национальной безопасности Джоном Болтоном, было то, что была заключена закулисная сделка и что ключевые члены режима Мадуро согласились на измену, создав предпосылки для того, чтобы Гуайдо легко взял власть.

Госсекретарь Майк Помпео утверждал на «Си-Эн-Эн», что Мадуро на самом деле направлялся во вторник в Гавану, когда его союзники в российском правительстве уговорили его не уезжать. Российское правительство отрицало это в среду, когда пресс-секретарь Министерства иностранных дел Мария Захарова сказала «Си-Эн-Эн», что США используют «фейки как часть информационной войны».

Болтон обратился к министру обороны и председателю верховного суда Венесуэлы через Твиттер, сказав, что это их последний шанс признать Гуайдо и избежать санкций, или же «пойти ко дну вместе с кораблем». Сенатор Марко Рубио, который играет ключевую роль в формировании политики США в отношении Венесуэлы, написал в твите, что высокопоставленные венесуэльские должностные лица, публично поддерживающие Мадуро, «работали над тем, чтобы избавиться от него», и что их двойная игра вскоре будет раскрыта.

Министр обороны Владимир Падрино Лопес, один из этих должностных лиц, выступил по телевидению и объявил, что люди, замешанные в попытке переворота, «смешны», назвав то, что произошло, «бездарным переворотом».

Болтон настаивал, что это не было государственным переворотом, потому что Мадуро украл выборы в прошлом году; Гуайдо как глава национальной ассамблеи является конституционно уполномоченным и.о. президента. Он сказал, что «кубинские подонки» угрожают венесуэльским военным, которые иначе бы перешли на другую сторону.

Президент Трамп выступил с угрозой «полного и всеобъемлющего» эмбарго в отношении Кубы.

События вторника — за день до запланированных антиправительственных демонстраций в стране — начались с побега Лопеса, бывшего мэра района Каракаса, который в 2015 году был приговорен почти к 14 годам тюрьмы по обвинениям, включавшим подстрекательство к насилию. Он был отправлен под домашний арест в июле 2017 года с приказом хранить молчание, и его неожиданное появление вместе с Гуайдо стало сенсационным поворотом.

Когда рассвело, Гуайдо объявил о «конечном этапе» усилий покончить с катастрофическим правлением Мадуро, который довел когда-то богатую нефтяную державу до хаоса и почти голода.

«Это утро для всех нас, чтобы выйти на улицы, для гражданских и солдат», — сказал Лопес, стоя с Гуайдо рядом с военной авиабазой в восточной части Каракаса. Он сказал, что был освобожден его надзирателями. «Сегодня мы убеждены, что этот процесс необратим».

В течение более чем 10 часов в Каракасе и в десятке других городов стоял гул от слезоточивого газа, пока правительственные войска подавляли протесты. Национальная полиция и гвардейцы с помощью бронированных транспортных средств заблокировали основные магистрали и развернули обратно толпы людей. Сторонники Мадуро попросили жителей собраться рядом с президентским дворцом Мирафлорес, чтобы продемонстрировать силу, и сотни людей пришли.

«Оппозиция призвала к гражданско-военному восстанию, но потерпела неудачу в обоих случаях. Партиям не удалось собрать и скоординировать достаточно протестующих, также они не убедили достаточно значительные группы военных нарушить субординацию», — сказал Димитрис Пантулас, политолог из Каракаса. «Все было поспешным».

Попытка оппозиции выглядела химерически в течение всего дня, напоминая январское заявление Гуайдо, что он берет на себя руководство правительством. Он назначал послов и чиновников и был признан более чем 50 государствами. Но без силы военных его президентство является совершенно символическим.

Нет никаких сомнений, что в стране и среди ее правящей бюрократии существует большое недовольство Мадуро и широкая поддержка смены власти. Гуайдо и его советники считали, что посредством объявления о восстании они его на самом деле создадут.

Какое-то время это казалось возможным. Пока протестующие бросали камни и «коктейли Молотова», в колумбийском приграничном городе Кукута стояли наготове десятки живущих в изгнании офицеров. Но они не перешли по мосту в Венесуэлу, так как местные представители Гуайдо приказали им вернуться в их гостиницы, согласно Хосе Ньето, бывшему сержанту-майору Национальной гвардии.

После обеда Лопес вместе со своей женой и одной из их дочерей появился в резиденции посла Чили, согласно министру иностранных дел этой страны Роберто Ампуэро. Лопес позднее покинул резиденцию и отправился в посольство Испании, заявило правительство Чили.

В Госдепартаменте в Вашингтоне Эллиот Абрамс, спецпредставитель США по Венесуэле, сказал, что он не «будет делать прогнозы о том, что произойдет сейчас или завтра или послезавтра». Операция «Свобода» Гуайдо, добавил он, «не возникла на ровном месте. Она проводилась как часть длительного процесса восстановления конституции».

Вечером во вторник Мадуро пригрозил на государственном телевидении предпринять меры против людей, «поощряющих государственный переворот», как он выразился. «Они не могут остаться безнаказанными». Он сказал, что прокуроры страны расследуют «всех, кто причастен». Он высмеял утверждение Болтона о том, что утром он направлялся в Гавану.

Гуайдо сказал в Твиттере, что оппозиция находится «в процессе, который не остановить». Когда улицы опустели, он, похоже, оказался неправ, но надежда все еще не угасла.

«Или мы продолжим выходить и протестовать, или же мы смиримся с сегодняшней ситуацией еще на 20 лет или больше», — сказал Алехандро Койман, 25-летний студент, когда он шел по пугающе тихому Каракасу. «Спичка зажжена. Пути назад нет».

Крайне рискованная затея Гуайдо провалилась, так как Мадуро сохранил контроль над армией