Питание на корабле

Находясь в плавании во внутренних водах Союза ССР, краснофлотцы получают увеличенное по сравнению с береговыми частями количество пищи. Трудовая нагрузка во время плавания увеличена. Время отдыха в плавании не может быть твердо установлено, как не может быть обеспечен ночной сон, достаточно долгий и покойный для всех каждую ночь.

Повышенный расход сил требует усиленного питания. Краснофлотец получает в море в сутки 800 грамм ржаного и 400 грамм пшеничного хлеба; 300 грамм мяса (2 раза в неделю свинину); 75 грамм жиров, из которых 50 грамм в виде коровьего масла; 640 грамм свежих овощей и картофеля; 50 грамм сахара.

Прочие продукты отпускаются в том же количестве, что и на берегу, но установлено большее разнообразие круп.

Пищевой паек в плавании заключает в себе 124 грамма белков, 90 грамм жиров и 737 грамм углеводов и дает организму 4 396 калорий, береговой же паек дает 3 329 калорий.

В особенно тяжелых отраслях военно-морского дела — в подводном плавании и для водолазов — при производстве работ необходим еще более усиленный паек, и краснофлотцы этих служб получают в суточном пищевом пайке около 5000 калорий. Это позволяет сохранить и укрепить здоровье и силы во время плавания, а в некоторых случаях — при благоприятных условиях плавания — еще и несколько увеличить вес тела. При заграничном плавании питание краснофлотцев происходит по другим нормам и бывает вообще более обильным.

На кораблях, в особенности на больших, личный состав которых иногда превышает 1 000 человек, приходится иметь огромные запасы пищевых продуктов, особенно если имеется в виду продолжительный поход. В других случаях, например при плавании в Ледовитом океане, приходится запасать на корабле пищевые продукты на несколько месяцев, а иногда даже на год и больше, особенно если нельзя быть уверенным, что корабль непременно возвратится в ту же навигацию домой.

Пищевые продукты должны быть хорошего качества, и их надо правильно хранить. Для хранения легко портящихся продуктов на больших кораблях устроены обширные холодильники-рефрижераторы, внутри которых поддерживается постоянно температура на несколько градусов ниже 0°, т есть небольшой мороз, при помощи особых охлаждающих машин. При правильном обращении, в таких холодильниках продукты, например мясо, могут оставаться свежим очень долго. В менее холодных частях холодильников могут сохраняться те продукты, которые не надо замораживать, но и не годится держать в тепле, например масло и овощи.

Где нет холодильников, мясо хранят в особых ларях, через стенки которых может свободно проходить воздух, или подвешивают на верхней палубе, прикрывая от дождя и сажи брезентом. При таких условиях мясо можно сохранять лишь несколько дней.

Иногда на корабль берут живой скот, который убивают по мере надобности, но ходить за животными и содержать в чистоте отведенные для них места во время морского похода довольно затруднительно, и потому живой скот берут лишь при крайней необходимости.

Сухую провизию хранят отдельно, наблюдая, чтобы помещение было всегда чисто и хорошо проветрено.

Вся поступающая на корабль провизия осматривается врачом.

Весь экипаж корабля получает горячую пищу два раза в день — в обед и ужин. К утреннему завтраку выдается масло; обед обычно состоит из 2 блюд. Хлеб выдается нарезанный ломтями на столы, в три очереди. Сахар каждый получает на руки на месяц.

Л. Старокадомский, «ГИГИЕНА КРАСНОФЛОТЦА НА КОРАБЛЕ»