Суета вокруг контента, или Ещё к вопросу о разбавлении бензина ослиной мочой

Экс-глава государственной телерадиокомпании Беларуси описал НСН нынешнее состояние телеканалов в республике.

Заявление главы администрации президента Белоруссии Натальи Кочановой о введении языковых квот на белорусский контент на телевидении, наделало немало шума. Как пояснила позднее Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь президента Белоруссии Александра Лукашенко, речь шла исключительно о программах и передачах, созданных на территории республики, а не о запрете русскоязычного контента. По её словам, журналисты неверно интерпретировали слова Кочановой.

Экс-председатель белорусской Национальной государственной телерадиокомпании, политолог и эксперт по Белоруссии Александр Зимовский в эфире НСН рассказал, откуда взялась необходимость в замене контента, и почему требование властей вызывает недовольство со стороны телевизионщиков.

«Предыстория этой маленькой лингвистической «сенсации» такова. Глава администрации белорусского президента примерно две недели назад выступала в Солигорске. Это город шахтёров, из числа белорусских моногородов, ситуация экономическая там непростая. И глава администрации ездила туда «успокоительное раздавать», так белорусская молва называет вояжи крупных чиновников из Минска в регионы.

Итак, две недели назад она выступила. Спустя неделю шахтёрская многотиражная газета дала отчёт о её выступлении. И там про эти, ныне знаменитые, «30% белорусского языка» были две строки петитом. А сегодня кто-то из журналистов в Минске эту многотиражку прочитал – и родил «сенсацию».

В Беларуси новость про «30% белорусского языка на телевидении» сразу расхватали националистические и русофобские медиаресурсы. А в России она тоже взволновала патриотические издания, которые чутко ловят каждый сигнал о «переходе Минска на рельсы бандеровщины и майдана». Хотя в местных белорусских СМИ билингвизм процветает плодотворно и давно. И язык публикации или телепередачи зависит только от самого журналиста: на белорусском языке или на русском языке выйдет материал – решает только автор. Кочанова, кстати, исключительно на русском языке выступала, это видно по стенограмме.

В нашем конкретном случае белорусам пришлось срочно и довольно неуклюже открещиваться. Получилось чисто по Александру Галичу, незабвенному: «Это сукин сын, пижон-порученец перепутал в суматохе бумажки». Худо-бедно, но в итоге фейковое заявление про «30% белорусского языка на телевидении» было дезавуировано той же администрацией президента Лукашенко.

На самом же деле с 1 декабря прошлого года действует законодательная норма, по которой 30% телепередач на каждом местном телеканале должен составлять контент белорусского производства, там о языке речи не идёт. Почему эта норма появилась? Потому что сейчас в Беларуси на всех местных каналах преобладает российский контент. Он предоставляется по разным франчайзинговым схемам, и в общем объёме вещания занимает от 75% до 98%. В меньшей степени есть ещё “мусорный” украинский контент, который белорусы вынуждены закупать, потому что у них хроническое безденежье, а на Украине им продают дешево. Эти украинские программы выходят на русском языке, и просто представляют собой низкого пошиба развлекуху или плохонькие сериалы. И когда глава администрации выступала, она на эту новую норму закона сослалась, но её неправильно поняли. Это официальная версия. Можно лишь посетовать, что местные работники пера давно не проявляют должного уважения к речам белорусских чиновников. Некачественно стенографируют», — заметил Зимовский.

По его словам, на текущий момент белорусские телевизионщики не в состоянии наполнить контентом местного производства даже один полноценный телеканал. Именно поэтому власть пошла мастерам голубых экранов навстречу и разбила переход на новую схему на несколько этапов. По оценке эксперта, у представителей каналов есть шанс выполнить требование Лукашенко и самим не остаться внакладе.

«Сейчас поставлена задача сделать для начала 15% белорусского контента хоть на каком языке. Хоть на суахили, лишь бы он числился произведённым в Беларуси. Если телевизионщики с силами соберутся, то смогут генерировать контент с маркой «Зроблена у Беларусi» («Сделано в Беларуси»). Или, кто поумнее, начнут ставить в эфир программы заимствованные, но купленные через белорусский юридический адрес. Это позволит и закон обойти, и не потерять рекламные доходы, о чём сейчас все телеменеджеры там сильно переживают. Потому что их нынешний самопальный контент смотреть и продавать аудитории невозможно, если какой посторонний человек не видел, то я ему и не советую», — заключил Зимовский.

Ранее в эфире НСН белорусский политолог Алексей Дзермант рассказал, почему Александр Лукашенко советует России развивать в стране сельское хозяйство и печётся о судьбе перенаселённой Москвы.

Комментарий для НСН