Жакерия жёлтых жилетов

Движение желтых жилетов или Mouvement des gilets jaunes (извините мой французский) зародилось в онлайне в мае 2018 года.

Жёлтый жилет был выбран в качестве символа, поскольку по закону 2008 года все французские водители и автолюбители должны иметь жилеты повышенной видимости в своих автомобилях, мотоциклах и скутерах. Про гужевой транспорт и пешеходов не знаю, но не удивлюсь, если Жан Вальжан, Гаврош и Козетта присоединились к протестующим.

В общем, 10 лет тому торговля завалила Францию широкодоступными дешёвыми светоотражающими жилетками. На Алиэкспрессе жёлтый жилет можно купить всего за пятёрку.

Дёшево, удобно и практично. И вот теперь эти жилеты стали символом новой французской Жакерии.

Французы, возмущённые постоянным ростом цен на топливо, высокой стоимостью жизни и непропорциональным распределением налоговой нагрузки, вспомнили традиции Французской революции и Парижской коммуны.

Для начала я вам объясню, что не так с французскими ценами на топливо. Сегодня бензин во Франции стоит $1,62 за литр. Соляра тоже стоит $1,62 за литр. Однако на момент начала протестов она стоила $1,72. То есть французский бунт — он бунт совершенно не бессмысленный. Французы чётко добиваются уступок от властей.

Соляра для французов имеет особый смысл. С 1950- х годов французские власти субсидировали переход на дизель и производство дизельных двигателей. В мировые (sic!) лидеры этого сегмента выбился Peugeot. Так что если вы фанат дизеля — ищите «пежуху», не ошибётесь. У этих машин экономичные и надёжные моторы у любой модели с дизелем, выпущенной после 1980 года. Но это так, к слову.

Для стимулирования перехода на дизель французское правительство директивно снизило НДС на соляру, закупаемую корпоративными клиентами. Если ты французский предприниматель, у тебя 4-5 машинок бегают на дизтопливе, то тебе идёт возврат НДС, и внушительный. Ну, и для больших автопарков такие же условия.

Ну, и тут они выбрали Макрона. Про которого я чётко всё предвидел, можете сами почитать. Макрон и начал воплощать свою программу экологизации. То есть повысил налоги на топливо. Что произошло по факту?

С октября 2017 года по октябрь 2018 года во Франции цены на бензин и дизельное топливо выросли на 15% и 23% соответственно.

Закупочная цена бензина для дистрибьюторов увеличилась на 28% по сравнению с предыдущим годом; для дизеля — на 35%. Затраты на распространение увеличились на 40%. С учетом французской ставки НДС налоги на дизельное топливо за год выросли на 14%, а налоги на бензин — на 7,5%. В 2018 году повышение налога на дизельное топливо составило 7,6 цента за литр, а на бензин — 3,9 цента. На 1 января 2019 года было объявлено дальнейшее увеличение на 6,5 цента на бензин и 2,9 цента на солярку.

Французский налог на внутреннее потребление энергоносителей называется TICPE (la Taxe intérieure de consommation sur les produits énergétiques). Он рассчитывается не по цене на нефть, а по фиксированной ставке, в зависимости от объёма залитого в бак топлива. Ну, и как мы с вами видели выше, соляра по цене во Франции сравнялась с бензином.

Всё это, как положено, ударило по рабочему и среднему классу (особенно в сельских и пригородных районах).

Жёлтые жилеты в основу своих требований вынесли снижение налогов на топливо, возобновление солидарного налога на богатство (который Макрон отменил) и повышение минимальной заработной платы. Ну, и натурально, требование об отставке самого Макрона.

Структурированные требования жёлтых жилетов составили «25 предложений для выхода из кризиса».

Вот они тут у меня на картинке.

Я выбрал некоторые пункты, наиболее доходчивые для читателей, которые и сами последний хуй без соли доедают.

2. Немедленное повышение на 40% минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума.
9. Фрекзит. Выйти из ЕС, вернуть наш политический, финансовый и экономический суверенитет (такова была воля народа в референдуме 2005г.). Возобновить циркуляцию собственной валюты, выйдя из Лиссабонского договора. Даже эта одна мера уже сэкономит нам 50 миллиардов евро в год.
22. Внешняя политика. Немедленно выйти из НАТО. Законодательно запретить использование французских войск в войнах агрессии.
24. Прекратить поток иммигрантов, — поток, который у нас нет средств ни принять, ни интегрировать, и который вверг нашу страну в глубочайший кризис, который подвергает опасности наше выживание.

Скажу сразу, что жёлтые жилеты попали прямо в самые болевые точки французского народа. И хотя столкновения с полицией ни в одном обществе не приветствуются, сейчас действия жёлтых жилетов поддерживают от 72% до 85% населения Франции.

Макрон, чей рейтинг поддержки сегодня крайне низок, вынужден был слить. И он таки слил. Минималка во Франции увеличивается на 100 ойро (сейчас она равна 1498 евро в месяц «грязными»). По требованиям жёлтых жилетов минималка у французов теперь будет 1600 ойро. Бюджет прожиточного минимума сейчас во Франции равен 1080 ойро в месяц. Продолжительность трудовой недели у них и так 35 часов, а не 40-41, как у нас. Ощущаете разницу и своё ничтожество?

Теперь кратко про саму организацию желтожилетников. Основа — горизонтальные связи, образуемые и поддерживаемые в соцсетях. Политики любого уровня, которые хотели бы возглавить протест, сразу идут на хуй. В самом движении полностью отсутствует вождизм. Любые попытки кого-нибудь из участников заявить о своём лидерстве заканчиваются тем, что самозванцев в лучшем случае изгоняют из рядов. А в худшем случае просто пиздят сами протестующие.

Таким образом в основе движения жёлтых жилетов лежит старый добрый горизонтализм «оккупая» и «арабской весны». Горизонтализм жёлтых жилетов опирается на людей, быстро образующих непостоянные связи -  именно то, что характеризует современные социальные технологии.

Когда-то де Голль создал очень устойчивую структуру Пятой республики. 60 лет его система справлялась с управлением Францией без каких-либо серьёзных коллизий, преодолев, например, революцию 1968 года без особых потерь для французского истеблишмента. Французскую систему усердно копировали на постсоветском пространстве, и в Беларуси, разумеется, тоже.

У этой системы был (и есть!) один врождённый порок. В Пятой республики и её разнообразных клонах уличные протесты стали единственной динамичной альтернативой, которая может сломать или скорректировать политику властей.

Пока ни одной политической силе, которая хотела бы свалить Макрона в назидание всем любителям залезть в кошелёк к французам, не удалось воспользоваться протестом жёлтых жилетов в своих интересах.

Я не стал здесь распинаться про тактику уличных боёв, которую используют жёлтые жилеты против французской жандармерии и полиции ( жандармерия и полиция работают на разгонах вполсилы или даже в четверть силы, поскольку их симпатии на стороне жилеток). Скажу лишь, что протестующие не рубятся за какие-то городские объекты, имеющие символическое значение. Они не ломятся захватить «плошчу», а рубятся в парижских «чижовках», «серебрянках» и тому подобных локациях. В соцсетях сообщается только место сбора «на раёне» и территория последующих уличных действий. Типа: «посоны, сход возле „Салюта“, потом накрываем Рокоссовского, Якубова, Плеханова, выходим и отходим через дворы», как-то так, навскидку. Учите, короче, матчасть самостоятельно.

И кратко перечислю, чего жилеткам удалось добиться без особых проблем.

     

  • повышение налогов на топливо прекращено (не отменено, не путайте);
    до конца зимы 2018/2019 гг. заморожены тарифы на услуги отопления и тарифы на электроэнергию и газ для населения;
    зарплата, полученная за сверхурочные работы, не будет облагаться налогом;
    про повышение минималки на 100 ойро я уже рассказал (см. выше).

Ожидается, что часть протестующих удовлетворится этими уступками властей. А ещё Макрон очень сильно надеется, что две недели перед Рождеством и новогодние праздники дадут ему передышку. То есть протестная agenda будет «перебита» просто календарными факторами.

Такова наша дислокация.