Трамп и его тюркофобия

Я тюркофил, знаете ли. Мне нравится Турция, я с большой симпатией отношусь к туркам и к турчанкам. Поскольку я поездил, в общем-то, немало, могу назвать Турцию одной из самых удобных стран для жизни европейского человека на Востоке. Хороший дом, хорошая баранина, хорошие помидоры, хорошие моря, хорошая рыба — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?

Турки много работали, чтобы этого добиться. И ещё они очень хотели в Европу. Юридически, разумеется. В Евросоюз, и в Шенгенскую зону. Скажу вам больше: окажись сегодня Турция в ЕС — она станет шестой по величине экономикой Евросоюза. Неплохо, да? О чём-то же это говорит? Да всё о том же — Турция на подъёме. Знаете, что это на картинке? Это завод Renault в Турции, в Бурсе. Почти 400.000 машин в год.

BURSA, TURKEY — OYAK-Renault automobile manufacturing plant in Bursa of Turkey. (Photo by Ali Atmaca/Anadolu Agency/Getty Images)

В общем, турки очень старались, они видели цель, они хотели, чтобы их уважали. Кстати, турки долго ориентировались на евро, в августе 2010 года они держали курс Евро/Лира на уровне 1/1,95.

Сегодня это курс выглядит как Евро/Лира 1/7,33

Видите, лира упала почти в 4 раза.

(Photo by Yasin AKGUL / AFP) (Photo credit should read YASIN AKGUL/AFP/Getty Images)

На фоне кризиса 1 августа государственный оператор BOTAŞ повысил цену на природный газ, используемый электростанциями на 50%. BOTAŞ также поднял цены на природный газ для бытовых нужд. Стамбульская промышленная палата заявила, что инфляция цен производителей в июле ускорилась до самых высоких темпов за десятилетие, до 23,7%. Народ Турции пошёл вкладываться в золото.Photographer: Ismail Ferdous/Bloomberg via Getty Images

В течение нескольких лет турки проводили плавное снижение курса национальной валюты — так они сильно улучшили свои конкурентные преимущества страны-экспортёра. Но тут случился Трамп. По неясным пока причинам Трамп невзлюбил Турцию. И десятого августа одним твитом обрушил турецкий финансовый рынок.

Трамп принял решение удвоить пошлины на турецкую сталь и алюминий, а также сказал что отношения с Турцией на этом этапе не очень хорошие. В результате турецкая валюта обрушилась до невиданного уровня в 6,5 лиры за доллар (см. выше).

Заявление Трампа прозвучало через два дня после того, как дипломатическая делегация Турции посетила Вашингтон, чтобы снизить напряженность в отношениях между двумя странами.

И что же делает главный союзник США и один из столпов НАТО на Ближнем Востоке Эрдоган? Правильно, Эрдоган звонит Путину.

Так было не всегда. Более 70 лет, начиная с 1947 года, США и Турция поддерживали более чем тесные экономические и военные отношения. Турки были самым важным американским союзником и обладали особым статусом внутри НАТО, что делало Турцию равной в военно-политическом отношении Великобритании и Германии.

Всё, как водится, завалил Обама. Для таких знатоков региона, как я, было с самого начало ясно, что Обама совершает в Восточном Средиземноморье дичайшие ошибки. Медовый месяц Обамы с Анкарой закончился неприятным раздором.

Самое удивительное, что за первый год своего правления Трамп ничего не сделал для исправления ситуации, которую завалил Обама. Напротив, отношения продолжали ухудшаться. События прошлого года, чехарда с Тиллерсоном и Помпео ясно дали понять Турции, что Государственный департамент сейчас мало играет роли в разработке и осуществлении внешней политики США по отношению к Турции. В результате плоды ошибок, сделанных администрацией Обамы только усугубились, а недоверие между турками и американцами усилилось.

Эрдоган вторым из главных игроков региона понял (первым всё понял, натурально, Путин), что США больше не способны осуществлять проекции силы во всех направлениях. И их слово больше не имеет силы восточнее острова Отони (самая западная точка Греции).

Здесь можно вспомнить, как англичане в 1947 году добровольно передали американцам статус гаранта безопасности и гегемона Восточного Средиземноморья. Вроде бы, сейчас американцы находятся в такой же ситуации. Да вот всё же не в такой.

Как всегда, во всём виноват Буш, который напал на Ирак. Это уже такой трюизм в лексиконе международных отношений, что и говорить не о чем. С развалом Ирака посыпалась и вся система сдержек и противовесов в регионе.

Обама, до которого эта мысль дошла (да и облажать Буша ему ой как хотелось), свернул американское присутствие до минимума. Обама не захотел сделать из Башара Асада Саддама №2. Турки сочли это недопустимой слабостью. Но Обама пошёл ещё дальше в противоположном направлении от турок.

Американцы, вместо опоры на протурецкие силы в Сирии, сделали ставку на марксистов-ленинцев из Курдистана. Первые американские инструкторы и транспорты с оружием прибыли к курдам в 2014 году. А в 2015 году конфликт, тлеющий с 1978 года, полыхнул снова.

Разумеется, в приоткрытую дверь региона аккуратно вставил ногу Путин. Обама слил. В итоге сочетание усиления России и сотрудничества США с антитурецки настроенными курдами обозначили две тенденции, которые сильно ослабили региональное влияние американцев на территории южнее турецко-сирийской границы на всём её протяжении. А ещё Обама начал тур атомного вальса с Ираном.

Когда Трамп заселился в Белый дом, то попытался восстановить традиционные позиции США в регионе. Я вам напомню первые турне Трампа — Израиль и Саудовская Аравия.

Однако, как говорят в голливудских фильмах категории «В», «мир изменился». Россия утвердилась в Сирии. Иран, благодаря Обаме, получил ключи от лоббистских дверей в Вашингтоне. В Саудовской Аравии фактическая власть перешла к новому наследнику престола, который не замедлил повидаться с Путиным.

Египет вернулся к привычной форме военного управления страной. А военные вернулись к привычным контактам с Россией, где их уже радушно встречал Путин.

Одновременно обострились противоречия в королевствах Залива, которые начали сражаться за и против Йемена.

И здесь Трамп, похоже, сыграл по банку. США исключили интересы Турции при организации своих дальнейших действий в регионе. А чтобы Эрдоган был посговорчивей, перешли к наглядному объяснению — кто такой доллар, и чего стоит турецкая лира против этого доллара.

Турки, однако, не смолчали. Эрдоган только что заявил с прямотой нового Ататюрка:

«Мы говорим прощай тому, кто жертвует стратегическим партнёрством и союзничеством с 81-миллионной страной ради связей с террористической организацией. Мы ответим тем, кто объявил торговую войну всему миру и втянул в нее нашу страну, повернувшись к новыми рынкам, сотрудничеству в рамках новых объединений и новым союзам».

Сегодня же турецкие СМИ сообщили, что Центробанк Турции объявил о мерах по защите финансового рынка страны на фоне снижения курса национального валюты.

В частности, в рамках своих резервов обеспечит отечественным банкам всю необходимую ликвидность по ночным и дневным ставкам. Помимо недельных ставок по валютным заимствованиям, частные банки смогут получать валютные кредиты сроком на один месяц. Лимит банковских гарантий в иностранной валюте для операций с турецкой лирой повышен с 7,2 млрд до 20 млрд евро. При необходимости будут объявляться тендеры по долгосрочным ставкам РЕПО и валютным размещениям со сроком погашения в 91 день. Банкам будет предоставлена свобода управления гарантиями на операции в турецкой лире в зависимости от видов и сроков процентных ставок. Эти изменения приведут к росту на 3,8 миллиарда объема свободных банковских гарантий в турецкой лире.

Текущий лимит валютных резервов для частных банков при необходимости может превысить нынешние 50 миллиардов долларов, кроме того, могут быть облегчены условия их получения. Центробанк Турции повысил в среднем до 8 процентов максимальный предел по обязательствам в иностранной валюте. На 400 пунктов снижены ставки по обязательствам в иностранной валюте сроком на 1, 2 и 3 года. Финансовым структурам Турции будут выделены средства в объеме до 10 миллиардов турецких лир, шести миллиардов долларов и золото на 3 миллиарда долларов.

Такова наша дислокация.