Подростки, социальные медиа и технологии 2018

До недавнего времени Facebook доминировал в среде социальных медиа среди молодежи Америки, но, по данным нового исследования Pew Research Center, это уже не самая популярная онлайн-платформа среди подростков. Сегодня примерно половина (51%) подростков в возрасте от 13 до 17 лет говорят, что используют Facebook реже, чем YouTube, Instagram или Snapchat.

Этот сдвиг в использовании социальных медиа для подростков является лишь одним из примеров изменения техноландшафта. В частности, смартфоны стали почти повсеместным элементом жизни подростков: 95% из них сообщают, что у них есть смартфон или доступ к нему. Это, в свою очередь, ведёт к большей онлайн-активности: 45% подростков говорят, что они находятся в сети почти постоянно.

Опрос также показывает, что среди подростков нет четкого консенсуса о влиянии социальных медиа на жизнь молодых людей сегодня. Они описывают этот эффект как преимущественно позитивный (31%) или в основном отрицательный (24%), но наибольшая доля (45%) говорит, что эффект не был ни положительным, ни отрицательным.

Вот некоторые из основных результатов опроса Центра в США, прошедшего 7 марта — 10 апреля 2018 года. На протяжении всего доклада «подростки» относятся к возрастным группам от 13 до 17 лет.

Facebook больше не является доминирующей онлайн-платформой среди подростков

Пейзаж в социальных сетях, в котором живут подростки, выглядит заметно иначе, чем это было еще три года назад. В исследовании Центра 2014—2015 годов 71% подростков сообщали, что пользуются Facebook. В то время никакая другая платформа не использовалась явным большинством: около половины (52%) подростков говорили, что использовали Instagram, а 41% — Snapchat.

В 2018 году три онлайн-платформы, кроме Facebook — YouTube, Instagram и Snapchat, используются значительным большинством этой возрастной группы. Между тем, лишь 51% подростков говорят, что используют Facebook. Количество тех, кто использует Twitter и Tumblr в значительной степени сопоставимо с цифрами 2014—2015 годов.

По большей части подростки склонны использовать похожие платформы независимо от демографических характеристик, но есть исключения. Примечательно, что подростки с более низким доходов чаще склонны к Facebook, чем из домохозяйств с более высоким уровнем дохода — тенденция, согласующаяся с предыдущими опросами Центра. Сем из десяти подростков, живущих в домохозяйствах с доходами менее 30 000 долларов в год, говорят, что используют Facebook, по сравнению с 36%, ежегодный семейный доход которых составляет 75 000 долларов США или более.

Важно отметить, что произошли некоторые изменения в вопросе формулировки между исследованиями исследовательского центра Pew 2014—2015 и 2018 годами. YouTube и Reddit не были включены в качестве опций в опрос 2014—2015 гг., но появились в текущем опросе. Кроме того, опрос 2014—2015 годов требовал от респондентов дать четкий ответ на вопрос о том, использовали ли они каждую платформу или нет, а опрос 2018 года показал респондентам список сайтов и позволил выбрать те, которые они используют. Тем не менее, ясно, что среда социальных сетей сегодня меньше вращается вокруг единой платформы, чем три года назад.

Когда дело доходит до того, какую этих онлайн-платформ подростки используют больше всего, примерно треть говорит, что чаще всего они посещают Snapchat (35%) или YouTube (32%), а 15% говорят то же самое об Instagram. Для сравнения, 10% подростков указывают, что Facebook является их наиболее используемой онлайн-платформой, ещё меньше называют Twitter, Reddit или Tumblr.

Опять же, подростки с более низким доходом гораздо чаще выбирают Facebook (22% против 4%). Существуют также некоторые различия, связанные с полом, расой и этнической принадлежностью. Девочки чаще, чем мальчики, говорят, что Snapchat — это сайт, который они используют чаще всего (42% против 29%), в то время как мальчики более склонны идентифицировать YouTube как свою платформу (39% против 25%). Кроме того, белые подростки (41%) чаще, чем испаноязычные (29%) или черные (23%) говорят, что Snapchat — это их онлайн-платформа, в то время как черные подростки склоняются в пользу Facebook (26% против 7%).

Подростки имеют смешанные взгляды на влияние социальных сетей на их жизнь

Несмотря на почти повсеместное присутствие социальных сетей в их жизни, между подростками нет четкого консенсуса относительно конечного воздействия этих платформ на людей. Множество подростков (45%) считают, что социальные сети не оказывают ни положительного, ни отрицательного воздействия. Между тем, примерно трое из десяти (31%) говорят, что социальные медиа оказали в основном положительное влияние, а 24% описывают его как в основном отрицательное.

Учитывая возможность объяснить взгляды своими словами, подростки, которые говорят, что социальные сети оказывают преимущественно положительный эффект, отмечают плюсы в общении. Около 40% респондентов заявили, что социальные медиа оказали положительное влияние, поскольку они помогают им поддерживать связь и взаимодействовать с другими. Многие подчеркивают, что социальные сети упрощают общение с семьей и друзьями и знакомства с новыми людьми:

«Я думаю, что социальные медиа имеют положительный эффект, потому что это позволяет вам общатся с членами семьи, которые живут далеко» (Девочка, 14 лет)

«Я чувствую, что социальные медиа могут заставить людей в моем возрасте чувствовать себя менее одинокими. Это создает пространство, в котором вы можете взаимодействовать с людьми» (Девочка, возраст 15 лет)

«Это позволяет людям легко общаться с друзьями и иметь возможность заводить новых друзей» (Мальчик в возрасте 15 лет)

Другие в этой группе ссылаются на больший доступ к новостям и информации (16%), или возможность общаться с людьми, которые имеют схожие интересы (15%):

«Моя мама должна была ездить в библиотеку, чтобы иметь то, что у меня есть. Она очень часто напоминает мне об этом» (Девочка, 14 лет)

«Это дало многим детям возможностьы выразить свое мнение и эмоции, и общаться с людьми, которые чувствуют то же самое» (Девочка, 15 лет)

Меньшее количество людей утверждают, что социальные сети — хорошее место для развлечений (9%), они дают пространство для самовыражения (7%) или позволяют подросткам получать поддержку от других (5%) или изучать новые вещи (4%).

« [Социальные медиа]позволяет нам свободно общаться и видеть, что делают все остальные. [Он]дает нам голос, который может охватить многих людей» (Мальчик в возрасте 15 лет)

«Мы можем легко общаться с людьми из разных мест, и мы с большей вероятностью попросим помощи через социальные сети» (Девочка, возраст 15 лет)

Среди тех, кто считает, что социальные медиа в основном отрицательно сказываются на людях, вариантов меньше. Самый популярный ответ (27%) заключается в том, что социальные сети привели к появлению кибербуллинга и распространению непроверенной информации.

«Это даёт людям более широкие возможности распространять ненависть и оскорблять друг друга» (Мальчик в возрасте 13 лет)

«Люди могут говорить все, что хотят, анонимно, и я думаю, что это имеет негативное влияние» (Мальчик в возрасте 15 лет)

Между тем, 17% этих респондентов считают, что платформы вредят отношениям и приводят к менее значимым человеческим взаимодействиям. Они отмечают, что социальные медиа искажают реальность и дают нереалистичный взгляд на жизнь других людей (15%), или что подростки проводят слишком много времени в социальных сетях (14%).

«Это оказывает негативное влияние на социальные (личные) взаимодействия». (Мальчик в возрасте 17 лет)

«Это усложняет людям общение в реальной жизни, потому что они привыкли не общаться с людьми лично» (Девочка, 15 лет)

«Это дает ложное представление о чьей-то жизни. Иногда это заставляет меня чувствовать, что чужая жизнь прекрасна, когда это не так» (Девочка, 15 лет)

« [Подростки]торчат в телефонах вместо того, чтобы делать домашнее задание. Это просто огромное отвлечение внимания» (Мальчик в возрасте 17 лет)

12% критикуют социальные медиа за то, что они значительно влияют на подростков, в то время как небольшое количество людей выражают озабоченность тем, что эти сайты могут привести к психологическим проблемам.

Подавляющее большинство подростков имеют доступ к домашнему компьютеру или смартфону

Около 95% подростков говорят, что у них есть или есть доступ к смартфону, что представляет собой рост на 22 процентных пункта с планки 73%, которые заявили об этом в 2014—2015 годах. Владение смартфоном почти универсально среди подростков разных полов, рас, этнических групп и социально-экономических слоев.

Более сложная ситуация в вопросе владения компьютером. В то время как 88% подростков сообщают о наличии доступа к настольному или переносному компьютеру дома, это значительно зависит от уровня дохода. 96% подростков из домохозяйств с годовым доходом в 75 000 долл. США или более в год говорят, что они имеют доступ к компьютеру дома, но эта доля падает до 75% среди домохозяйств, зарабатывающих менее 30 000 долл. США в год.

Доступ к компьютерам также зависит от уровня образования родителей. Подростки, у которых есть родитель со степенью бакалавра или более, с большей вероятностью говорят, что у них есть доступ к компьютеру, чем подростки, чьи родители имеют диплом средней школы или меньше (94% против 78%).

Растущая доля подростков описывает использование Интернета как почти постоянное

По мере того, как доступ к смартфонам стал более распространенным, растущая доля подростков теперь использует интернет на почти постоянной основе. Около 45% подростков говорят, что они пользуются Интернетом «почти постоянно», по сравнению с 24% в опросе 2014—2015 гг. Еще 44% говорят, что они выходят онлайн несколько раз в день.

Есть некоторые различия в частоте использования Интернета по полу, а также по признаку расы и этнической принадлежности. Половина девочек-подростков (50%) являются почти постоянными пользователями сети, по сравнению с 39% мальчиков. И латиноамериканские подростки чаще, чем белые, сообщают об использовании Интернета почти постоянно (54% против 41%).

Большинство мальчиков и девочек играют в видеоигры, но игры в основном создаются для мальчиков

84% подростков говорят, что у них есть или есть доступ к игровой консоли дома, и 90% отмечают, что они играют в видеоигры любого типа (будь то на компьютере, игровой консоли или мобильном телефоне). В то время как значительное большинство девушек сообщают, что имеют доступ к игровой консоли дома (75%) или играют в видеоигры в целом (83%), эти цифры еще выше среди мальчиков. Примерно девять из десяти мальчиков (92%) имеют или имеют доступ к игровой консоли дома, а 97% говорят, что они играют в видеоигры.

Стоит отметить рост владения игровыми консолями среди латиноамериканских подростков и подростков из семей с более низким доходом после предыдущего исследования Центра в 2014—2015 годах. В течение этого периода доля латиноамериканцев, которые говорят, что у них есть доступ к игровой консоли дома, выросла на 10 процентных пунктов. И 85% подростков из домашних хозяйств, зарабатывающих менее 30 000 долларов в год, теперь говорят, что у них есть игровая консоль дома, по сравнению с 67% в 2014—2015 годах.

Оригинал: Pew Research Center

Подростки, социальные медиа и технологии 2018