Инвесторов намотало на винт

Должен сказать, что завод, о котором идёт речь — предприятие с типично белорусской судьбой. В Советском Союзе этот номерной завод (он имел номер 571) был ведущим предприятием по ремонту тяжелой бомбардировочной авиации.

В Болбасово ремонтировали такие машины, как Ту-16 и Ту-22М. В итоге Беларуси досталось первоклассное предприятие, но увы, совершенно без заказов. Алеж в стране нашлись светлые головы, которые решили, что вместо самолётов будут ремонтировать вертолёты. Хотя, даже если смотреть на картинки, то можно заметить между самолётом и вертолётом определённую разницу.

Небо. Девушка. Вертолёт.

Однако решение было принято. Завод у военных отобрали, и передали гражданскому белорусскому авиационному ведомству.

Ведомство с ним долго мучилось, в итоге, на очередной волне белорусской приватизации завод сначала акционировали. А потом и вовсе продали украинскому инвестору и его белорусскому партнёру. Всего-то за миллион долларов. Украинская корпорация «Мотор-Сич» взялась организовать на заводе ремонт вертолётов, в том числе и для украинских вооружённых сил. Тем более, что все двигатели и комплектующие для этих вертолётов «Мотор-Сич» сама и выпускала.

Схема была такая.

В апреле 2014 г. десантно-транспортный вертолет Ми-8МСБ-В приняли на вооружение украинской армии. И тут же было объявлено о заключении договора на поставку 13 вертолетов украинским силовым структурам (10 для министерства обороны и 3 для национальной гвардии МВД Украины). Для выполнения гособоронзаказа было привлечено ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», которое находится под контролем ПАО «Мотор Сич» с 2011 года.

Белорусы получали закупленные «Мотор Сич» по остаточной стоимости у министерства обороны Украины вертолеты Ми-8, делали их капитальный ремонт и доработку, после чего возвращали технику «гражданского применения» на «Мотор Сич». А на Украине вертолёты оснащались новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е, и передавались в войска.

Всего с Оршанского АРЗ отправили на Украину 12 вертолётов Ми-8МСБ: 7 машин в 2014 году, и 5 вертолётов в 2015 году.

Когда на Украине началась гражданская война, на завод стали поступать в ремонт украинские боевые вертолёты. В сети без труда можно найти их фотографии Вертолёты стоят в цеху, и на корпусах видны характерные повреждения, полученные в результат обстрелов. Здесь я их не публикую из соображения сохранности государственной тайны. Зато вот вам «первый независимый белорусский вертолёт», официальная версия.

Photo: http://www.byavia.net/galerka/photo.php?id=7076

Четыре года назад руководством республики была поставлена задача создать и начать производство собственного белорусского вертолёта, с украинским двигателем. Он получил наименование Ми-8МСБ. Этот вертолёт летает, и на нём даже катали белорусских чиновников, в целях демонстрации.

Газеты Беларуси много шумели насчёт «прорыва» и превращения Беларуси в мощную авиастроительную державу. В итоге оказалось, что прорывной белорусский вертолёт, получивший регистрационный номер EW-396TE, был построен ещё в СССР в 1976 году. То есть на сегодня первенцу белорусского вертолёто- и авиастроения уже 42 года. И его вполне можно называть дедушкой белорусских винтокрылов.

Photo: https://russianplanes.net/id180008

А потом болбасовский завод «неожиданно» оказался в кризисе. Долги превысили 35 миллионов долларов, причём две трети этого долга оказались за украинские моторы. На завод сначала пришли проверяющие, а за ними — борцы с расхитителями капиталистической собственности. Кроме того, оказалось, что вся лицензионная документация на вертолёты принадлежит не белорусской стороне, а очень даже российской. А ещё на заводе провалили белорусский госзаказ по строительству и ремонту вертолётов для белорусской армии. И даже, вроде бы, украли при этом какие-то деньги. История, в общем, вышла мутная. А вместо белорусского вертолёта армии пришлось закупить в России 12 винтокрылых боевых машин нового поколения.

Поэтому было принято решение завод у украинских инвесторов забрать без всякой компенсации, а денег за уже поставленные двигатели украинцам не платить. Кроме того, завод является единственным предприятием белорусского посёлка Болбасово, там около восьмисот человек кормится с этого завода. И если завод банкротить, то все эти люди с семьями останутся без куска хлеба. Разумеется, белорусские власти приняли решение завод спасти любой ценой, хоть бы и со скандалом. Возможно, Лукашенко сможет договориться, и завод будет включен в технологическую цепочку корпорации «Вертолеты России», это будет самый разумный выход.

К слову сказать, белорусские правительственные вертолёты Ми-8 в самой Беларуси не обслуживаются, их гоняют на ремонт в Казань, где и проводятся все необходимые регламентные работы.

Комментарий для НСН, полная версия