День таможенника

Есть такой, оказывается, международный День таможенника. Так я вспомнил, как делал репортаж про таможенников, на закате СССР.

Это было великое время. В Польшу советские люди везли всё. Основным видом транспорта был поезд. Таможенный досмотр проводили на вокзале в Гродно. После этого польская электричка шла без остановок прямо в ПНР.

В Гродно я прилетел самолётом. Тогда были регулярные рейсы из Минска во все областные центры. Приехал в аэропорт Минск-1, купил билеты туда и обратно (15 рублей). Потом пошёл ресторан «Аэропорт», где готовили лучшую в Минске русскую солянку сборную мясную. Выпил рюмку водки, под солянку.

Затем проследовал в накопитель, откуда нас пешком провели к трапу через лётное поле. В Гродно летал самолёт Ан-24, перелёт занял 40 минут. Прилетели мы в аэропорт Обухово, это 18 км от Гродно. Аэропорт был новый, его лет пять, как ввели в строй.

Остановился я в гостинице «Турист». Она и сейчас существует.

Договоренность с таможней у меня была на следующее утро. Так что я немного пошарился вокруг гостиницы, поужинал, и лёг спать пораньше. Правда, туристы всю ночь раскачивали гостиницу, с размахом раскачивали, от души. Но в мой двухкоечный нумер никто не ломился.

Утром я поехал на Гродненский железнодорожный вокзал, он, кстати, тоже был новый, старый царский снесли, но я ещё успел его застать, в 1982 году.

С таможенниками отработал полсмены. Хотя они очень стеснялись журналиста из центра. Ну, или не хотели показывать, как «трясут» советских граждан и заморских барыг. В общем, ничего сильно контрабандного (золото, бриллианты) мы тогда не нашли.

Главным нарушением был «перевес» багажа. Товар у туристов практически не изымали, если только это не совсем уж пёрло в глаза. Запомнилась мне гражданка, которая везла огромный мешок металлических мочалок. Её пропустили, потому что перевеса не было.

Ещё везли деревянные шинковки для капусты. Вот такие.

Ещё таможенница, которая была моя «прикреплённая», запомнилась тем, что она всё время пела себе под нос наимоднейший тогда хит Бобби МакФеррина Don't Worry, Be Happy. Ну, собственно, она только «донт ворри би хеппи» и мурлыкала, других слов там и не было. Я ещё подумал, что это она самогипнозом занимается, из-за того, что я у неё за спиной маячу.

В общем, напитался я атмосферой, записал пару таможенных баек и одно интервью побольше, с начальником вокзальной таможни. Потом пообедал в вокзальном ресторане, и поехал обратно в аэропорт. Сел в свой Ан-24, и через 40 минут был в Минске.

Материал у меня получился ударный, поэтому гонорар был вполне себе. А ещё одна деталь, которая тогда была незначительной, но теперь из этого можно целую тему раздуть. Все таможенники, которые мне попались на перо, прибыли на службу по распределению из разных мест СССР. Ни одного гродненского среди них не было.

Такая она была, советская таможня.