Летняя война в Тибете

Июль оказался богатым на парады. Самым мудрым и эффектным образом поступил Китай. Парад по случаю 90-летия НОАК прошёл в пустыне Внутренней Монголии. В нём участвовали 12.000 военнослужащих и 600 единиц техники, в том числе более 100 самолетов.

Китайцы внятно продемонстрировали, что придерживаются завета Сунь-Цзы: «По правилам ведения войны наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство». Для вполне себе убедительной демонстрации впечатляющей военной мощи КНР выбрала место, наиболее удалённое от точки, где война наиболее вероятна.

От полигона Чжужихэ почти 3000 километров до горного плато, где сейчас Бутан, Индия и Китай схлестнулись в самом труднодоступном районе мира. Конфликт разворачивается в Тибете, на высокогорном плато Доклам.

Пограничный спор начался в середине июня. Военно-инженерные войска КНР начали прокладку дороги через Доклам. Дипотношений между КНР и Бутаном нет, а военно-политические интересы королевства представляет Индия (по Договору о дружбе 1949 г. в компетенцию Нью-Дели входят вопросы обороны и внешней политики королевства).

Десять лет тому договор был пересмотрен, Бутан получил большую автономию; Индия не утратила, однако, своих обязательств перед королевством. Отступись сейчас Индия от Бутана, и её претензии на роль региональной сверхдержавы сильно обесценятся. И наоборот, готовность Индии вписаться за Бутан не только дипломатическим, но и вооружённым способом, послужат внятным сигналом для таких соседей, как Бангладеш, Бирма и Шри-Ланка. Но уже сейчас потенциальный конфликт может затронуть государства, где проживает более 2,6 миллиарда человек.

Первые столкновения начались 18 июня, когда Индия, силами своих пограничников, потеснила китайских строителей. По утверждениям местной прессы, стороны применяли исключительно боевые искусства, без применения стрелкового и другого оружия. Стройка прекратилась. В дело вступили дипломаты.

Переговоры не очень получаются. Позиции сторон следующие. Китай требует вывести индийские войска из Бутана. Индия настаивает на их присутствии, ссылаясь на нарушение status quo в регионе уже самим фактом строительства дороги силами КНР.

С военной точки зрения строительство дороги Лхаса-Доклам резко повышает связность стратегической китайской позиции. В случае, если дорога будет построена, Китай в течение 8-10 часов сможет перебросить свои войска в район коридора Силигури.

И, в случае конфликта, отрежет от Индии весь её Северо-Восток. А также спорный Аруначал-Прадеш. Да-да, тот самый, из-за которого началась Индийско-Китайская война 55 лет тому, в 1962 году. Началась она, кстати, тоже со строительства дороги.

Неуступчивое поведение Индии объясняется тем, что на Северо-Западе страны также наблюдаются серьёзные проблемы приграничного характера. Инициатива создания Китайско-Пакистанского экономического коридора предполагает строительство сети железных и автомобильных дорог, а также объектов энергоснабжения вдоль транспортной ветки из Западного Китая в пакистанский глубоководный морской порт Гвадар. Пакистан передал в аренду Китаю порт Гвадар, расположенный в провинции Белуджистан на побережье Аравийского моря, в 2015 году Участок в 152 гектара был передан Пекину сроком на 43 года с целью создания здесь особой экономической зоны. Китайские инвестиции в морской порт составят более 1,5 млрд. долларов Договоренности были достигнуты в ходе встречи председателя КНР Си Цзиньпина и премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа.

И, last but not least, в Индии нарастает внутренний религиозный конфликт с участием мусульманского меньшинства. Которое ориентируется на дружественный Китаю Пакистан. Ситуация обострена тем, что на части спорной территории Кашмира, контролируемой Пакистаном, присутствуют китайские войска.

Всё это в совокупности создаёт сильные трения в отношениях Индии и КНР. Причём Китай всё же проявляет завидную сдержанность. А вот растущий индийский национализм оказывает серьёзнейшее давление на политический истеблишмент страны.

Некоторый оптимизм внушает всё же тот факт, что Индия и Китай являются партнёрами по БРИКС и ШОС. То есть сохраняют весьма широкое поле для контактов, открывающих возможность избежать военного решения, по крайней мере на плато Доклам.