Варуфакис: «Европейские левые после Брекзита: что предлагает DiEM25», ч. IV

Европа без руля и ветрил? Проекты трансформации как социального движения миллионов

Интернационализм, ЕС и национальное государство

Традиционный интернационализм левых сил является ключевым компонентом DiEM25, наряду с другими основополагающими демократическими традициями, идущими из различных политических проектов (включая прогрессивный либерализм, феминистские и экологические движения, «пиратские» партии и т.д. ). Позиция DiEM25 по ЕС отражает именно этот тип интернационализма. Я надеюсь, что мои товарищи по левому лагерю позволят мне напомнить им, что, когда Маркс и Энгельс принимали лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», они не отрицали при этом важность национальной культуры или национального государства. Они отвергали идею «национального интереса» и того взгляда, что в борьбе следует отдавать приоритет национальному государству.

DiEM25 предлагает бунт, нацеленный на то, чтобы обеспечить подлинную демократию на уровнях местного самоуправления, национальных правительств и ЕС. Мы не отдаем приоритет уровню ЕС перед национальным уровнем точно так же, как мы не отдаем национальному уровню приоритет перед региональным или муниципальным. К сожалению, некоторые европейские левые настаивают на обратной иерархии, требуя для национального уровня приоритета перед уровнем ЕС. Стефано Фассина, например, в ответ на статью в газете La Reppublica, написанную Лоренцо Марсили и мной, делает выговор нам и движению DiEM25, утверждая (с цитатой из Ральфа Дарендорфа), что демократия на уровне ЕС «невозможна… потому что “европейского народа”, европейского демоса для европейской демократии не существует…» «Среди идеалистов и еврофанатиков, — пишет далее Фассина, — некоторые до сих пор считают, что Европейский союз может превратиться в своего рода национальное государство, только побольше: в Соединенные Штаты Европы».

Это возражение слева на призыв DiEM25 к общеевропейскому движению интересно и загадочно. По сути дела, Фассина утверждает, что демократия невозможна в наднациональном масштабе, так как демос должен характеризоваться национальной и культурной однородностью. Могу себе представить, как разгневался бы Маркс, услышав это! Могу представить себе и озадаченность левых интернационалистов, которые мечтали о транснациональной республике, простирающейся от Атлантики так далеко на Восток, как только возможно, и боролись за нее.

Не будем забывать: левые традиционно выступали против буржуазной веры в то, что нация и суверенное государство должны совпадать один в один. В противовес ей левые утверждали, что идентичность — это то, что мы создаем сами, посредством политической борьбы (классовой борьбы, борьбы с патриархатом, борьбы за слом гендерных и сексуальных стереотипов, за освобождение от империи и т.д. ). Поэтому DiEM25, призывая к общеевропейской кампании неповиновения транснациональным элитам с целью формирования европейского демоса, который и создаст демократию в Европе, нисколько не противоречит традиционному подходу левых — тому самому подходу, на который нападают теперь Фассина и другие, выступающие за возвращение к политике по принципу «одна нация — один парламент — один суверенитет», а интернационализм сводящие к «сотрудничеству» между национальными государствами Европы.

Чтобы подкрепить свой тезис о приоритете национального уровня, Фассина ссылается на Антонио Грамши, выступавшего за то, чтобы «категория “национально-народного” дала народные корни и способность к гегемонии той Итальянской коммунистической партии, у которой в эмблеме был красный флаг с серпом и молотом на фоне флага Италии». На самом деле Грамши хотел сказать, что для достижения прогресса на международном уровне необходимо создать прогрессивное движение на уровне города и нации. В намерения Грамши не входило отдавать национальному уровню приоритет перед транснациональным и утверждать, будто транснациональные демократические институты невозможны или нежелательны.

В духе того же Грамши DiEM25 настаивает на том, что наш европейский бунт должен произойти повсюду — в городах, регионах, столицах национальных государств и в Брюсселе, без приоритетов какого бы то ни было уровня над каким-либо другим. Только посредством такой общеевропейской сети бунтующих городов, бунтующих префектур и бунтующих правительств прогрессивное движение может достичь гегемонии в Италии, в Греции, в Англии, да и вообще где угодно.

И, наконец, можно дерзко спросить: «А зачем останавливаться на уровне ЕС? Если вы интернационалисты, почему вы не ведете кампанию за демократию в мировом масштабе?» Наш ответ таков: мы на самом деле выступаем за демократию повсюду, причем с интернационалистских позиций. В действительности DiEM25 устанавливает прочные связи со сторонниками «политической революции» Берни Сандерса в Соединенных Штатах, и у него даже появляются новые члены в Латинской Америке, Австралии, даже в Азии. Но, учитывая, что история — к счастью или к несчастью — породила Евросоюз, не имеющий границ, с общей политикой в области окружающей среды и в различных других сферах, левые (по определению интернационалисты) должны отстаивать это отсутствие границ, эту существующую единую политику ЕС в отношении изменения климата, да даже программу Erasmus, которая дает молодым европейцам возможность общаться в лишенной границ системе образования. Выступать против этих великолепных порождений Евросоюза, который в остальном являет собой картину регресса, было бы несообразно тому, что должны говорить и делать левые.

(последует)

Эта статья начиная с 5 сентября 2016 года публиковалась на разных языках в ряде СМИ по всей Европе — в Jacobin (США), Público (Испания), Neues Deutschland (Германия), Liberation (Франция) и Il Manifesto (Италия).

Источник: OpenDemocracy