Варуфакис: «Европейские левые после Брекзита: что предлагает DiEM25», ч. III

Европа без руля и ветрил? Проекты трансформации как социального движения миллионов

Несомненно, долг левых — противостоять, прилагая всю свою энергию и все свое воображение, принятой Евросоюзом практике деполитизации процесса принятия политических решений. Вопрос не в том, должны ли левые бороться с истеблишментом ЕС и его практиками, а в том, в каком контексте и в рамках какого рамочного политического нарратива это противостояние должно происходить. Предлагаются три варианта.

Вариант 3: предлагаемое DiEM25 неповиновение в рамках ЕС

Итак, мы приходим к третьему варианту — тому, который предложен DiEM25. Он отвергает как еврореформистские требования «больше демократии» и «больше Европы», так и поддержку выдвигаемых сторонниками Лекзита требований референдумов, направленных на полное упразднение уровня ЕС и возвращение полного контроля национальным государствам. Вместо этого DiEM25 предлагает всеевропейское движение гражданского и правительственного неповиновения, имеющее целью поднять волну демократической оппозиции против того, как европейские элиты ведут дела на местном, национальном и общеевропейском уровне.

Мы, движение DiEM25, считаем, что ЕС не будет реформирован ни через обычные каналы формирования политики ЕС, ни, конечно, путем снижения существующих норм касательно бюджетных дефицитов вдвое или на 1% от национального дохода (как делают правительства Франции, Италии, Испании и Португалии). Висенте Наварро недавно писал, что «парламенты все еще имеют власть, в том числе власть поставить под вопрос политику жесткой экономии». Это правильно, как продемонстрировали первые пять месяцев правительства «Сиризы». Но Наварро, к сожалению, поступает неправильно, когда использует в качестве примера новое португальское правительство, которое, как он утверждает, «остановило применение политики жесткой экономии, введенной Европейской комиссией». Я был бы рад, если бы это было правдой. Перед тем, как мандат на формирование правительства был выдан правому президенту, симпатизирующему тройкам, португальские левые партии должны были подписать заявление о верности «обязательствам перед Еврогруппой», взятым на себя прежними правительствами, — то есть они капитулировали перед существующей программой тройки в первый же день и ограничивались тем, что отсрочивали введение новых мер жесткой экономии.

Короче говоря, да, национальные парламенты и правительства имеют власть — власть делать то, что наше правительство партии «Сириза» сделало во время Афинской весны, до того, как капитулировало в ночь референдума «OXI». Но когда Европейский центральный банк готов начать массовое изъятие вкладов в виде возмездия и даже закрыть всю банковскую систему страны, прогрессивное национальное правительство может использовать эту власть, только если оно готово к разрыву с тройкой ЕС. В этом мы, DiEM25, согласны со сторонниками Лекзита: столкновение с истеблишментом ЕС неизбежно.

Не согласны мы со сторонниками Лекзита в их предположении, что это столкновение может иметь только одну форму — форму кампании за выход из ЕС. Мы решительно отвергаем это предположение и выдвигаем встречное: столкновение с европейским истеблишментом на основе кампании намеренного неподчинения незаконным и неисполнимым «правилам» ЕС на муниципальном, региональном и национальном уровнях, но безо всяких шагов в сторону выхода из ЕС.

Несомненно, институты ЕС будут угрожать нам (т.е. мятежным правительствам и министрам финансов, принявшим программу действий DiEM25) изгнанием, изъятием средств из банков, банковскими «каникулами» и т.д. , точно так же, как они угрожали греческому правительству (и мне лично) Грекзитом в 2015 году. В этот момент очень важно не поддаваться страху «выхода», а смотреть им в глаза и сказать:

«Давайте! Единственное, чего мы действительно испугались, — это то единственное, что вы можете предложить: увековечение дефляционно-долговой спирали, которое приводит массы европейцев к потере всех надежд и делает их восприимчивыми к фанатизму».

Если мы не спасуем, то либо спасуют они (и в этом случае Евросоюз ждут перемены), либо ЕС будет разорван на кусочки своим собственным истеблишментом. Если истеблишмент (Еврокомиссия, Европейский центральный банк, Берлин и Париж) расчленит ЕС, чтобы наказать прогрессивные правительства, которые отказались следовать его бессмысленной политике, это даст стимул прогрессивной политике по всей Европе, гораздо более сильный, чем тот, какой мог бы дать Лекзит.

Рассмотрим глубокое различие между следующими двумя ситуациями:

(A) Истеблишмент ЕС угрожает прогрессивным правительствам, приверженным идее европейского единства, «выходом», если они отказываются подчиняться его авторитарной некомпетентности, и

(Б) Прогрессивные национальные партии или правительства ведут плечом к плечу с правыми ксенофобами кампанию за «выход».

Это разница между:

(А) Таким столкновением с евроистеблишментом, которое сохраняет дух интернационализма, требует общеевропейского действия и полностью отделяет нас от правых ксенофобов, и

(B) Действием плечом к плечу с националистическими силами, которое неизбежно усилит правых ксенофобов, позволяя ЕС выставить левые силы популистами, мало отличающимися от Найджела Фараджа, Марин Ле Пен и т.д. 

Естественно, часть программы DiEM25 должна включать в себя разработку стратегий, которые позволят нашим городам, регионам и национальным государствам восставать против истеблишмента ЕС, который принимает ответные меры в виде угроз «выхода» или «изгнания». Другая часть той же программы должна включать в себя планы по борьбе с развалом или дезинтеграцией ЕС на тот случай, если ее истеблишмент окажется настолько глуп, что приведет в исполнение эти угрозы против непокорных национальных правительств. Но это совсем не то же самое, что самим инициировать дезинтеграцию ЕС, сделав ее целью левых.

Короче говоря, DiEM25 отказывается одобрить «выход» в качестве самоцели или даже использовать его как угрозу. Но это не удержит нас от правительственного неподчинения, если мы столкнемся с угрозой «изгнания» или принудительного «выхода».

(последует)

Эта статья начиная с 5 сентября 2016 года публиковалась на разных языках в ряде СМИ по всей Европе — в Jacobin (США), Público (Испания), Neues Deutschland (Германия), Liberation (Франция) и Il Manifesto (Италия).

Источник: OpenDemocracy