Истоки лонгрида как нового формата нужно искать в разных проявлениях культуры и журналистики. Например, Тревис Воган и Дайвид Даулинг считают, что корни лонгрида уходят в группу жанров, которые в западной традиции называются feature stories. В российской теории журналистики также встречается понятие фичер, некоторые видят в нем связь с очерковой журналистикой. Американские исследователи полагают, именно развлекательный потенциал этой группы жанров в сочетании с описательностью и визуальным зарядом воплощается в новой форме продукта — в лонгриде.
Такой подход имеет право на существование. Ведь именно фичеры стали популярной формой подачи информации в крупных журналах типа Vanity Fair или New Yorker. Длинный журналистский текст, снабженный развернутым иллюстративным материалом и предполагающий долгое погружение в тему, очень похож на прообраз лонгрида.
Немного с другой стороны процесс вызревания лонгрида как формата рассматривает Сьюзен Джейкобсон. В недавнем исследовании она выдвигает тезис о том, что лонгрид — это возрождение авторской журналистики (literary journalism), характерные черты которой — наличие «голоса» автора, глубокое погружение в тему, а также практика долгой работы с источниками. Проанализировав 50 лучших лонгридов из разных СМИ, она приходит к выводу, что создатели этих мультимедийных произведений используют техники авторской журналистики, а именно:
- создание отдельных сцен;
- использование диалогов;
- словесные образы;
- создание драматического напряжения.
В то же время не стоит забывать, что лонгрид является и визуальным произведением. В нем проявляются черты и приемы, которые характерны для документального кино. Например, «эффект занавеса», или параллакс-эффект, который используется в лонгридах, безусловно, возник под влиянием кинематографа и добавляет драматичности и выразительности мультимедийному продукту. Как отмечают исследователи, эффект близости к герою, или эффект присутствия, который характерен для лонгридов, также можно считать техникой, унаследованной из документального кино.
Таким образом, мы можем говорить о том, что лонгрид является продуктом, в котором сочетаются традиции старых печатных медиа и новых цифровых СМИ, журналистики и искусства. Именно этот мультимедийный формат показывает, как практики традиционных аналоговых СМИ обогащаются инструментарием новых медиа и порождают уникальное произведение с набором гибридных характеристик. Поэтому лонгриды можно рассматривать как порождение конвергентной журналистики и один из интересных образцов нового жанра, в котором стираются границы между медийными платформами.
Конвергентная природа лонгрида накладывает серьезный отпечаток и на сам продукт. При его создании автор обладает большей свободой выражения, чем в традиционном журналистском произведении печати или ТВ. Черты авторской журналистики и документального кино выводят лонгрид на новый уровень, где грань между журналистским и художественным произведением не так ясна. С помощью визуального ряда, драматических приемов журналист может запрограммировать у аудитории определенный отклик. Отсюда рождается и некий субъективизм, который не характерен для журналистики в чистом виде, но встречается в журналистике авторской.
Однако проверка фактов, точность цитат, проработка источников должны быть на первом месте. Именно это придает высокое качество мультимедийному лонгриду, делает его завершенным журналистским произведением.