Орвелл как антипацифист

Давайте вспомним пару важных фактов об основании современного общества, которые неизбежно придется игнорировать, чтобы некритично принимать «месседж» пацифизма.

1. Универсальная основа цивилизации — насилие. Общество скрепляет воедино не полисмен, а добрая воля обычных людей, однако добрая воля бессильна, пока поблизости нет на всякий случай полисмена. Любое правительство, отказавшееся применить насилие для самозащиты, в ближайшее время исчезнет, его опрокинет любая банда или даже отдельно взятый борец, окажись он не особенно щепетильным. Ясно, что тот, кто не на стороне полисмена, выступает на стороне преступника, и наоборот. Поскольку пацифизм вставляет палки в колеса британской военной машине, постольку он на стороне нацистов, а немецкий пацифизм, если такой есть, на стороне Британии и СССР. А раз пацифизм имеет большую свободу действия в странах, где сохранились хотя бы элементы демократии, пацифизм более эффективно действует против демократии, чем в пользу ее. Объективно, пацифист — это пронацист.

2. Поскольку от насилия невозможно избавиться, существенно только различие в степени этого насилия. За последние двадцать лет в пределах англоговорящего мира было меньше насилия и милитаризма, чем вне его, поскольку здесь было больше денег и безопасности. Ненависть к войне, которая бесспорно характеризует англоговорящих, отражает их привилегированное положение. Пацифизм уместен там, где люди чувствуют себя очень безопасно, — преимущественно в странах, господствующих на море. Даже в таких местах пацифизм в стиле «подставь другую щеку» процветает среди самых зажиточных классов или среди тех рабочих, которые каким-то образом вышли из своего класса. Настоящий рабочий класс, хотя он ненавидит войну и непроницаем для джингоизма, никогда не склонен к реальному пацифизму, поскольку их жизнь учит совсем другому. Чтобы чуждаться насилия, необходимо никогда не испытывать его на себе.

Дж. Орвелл, «Ни одного праведного. Меньшее из двух зол, или пацифизм как выбор миллионов»