Эвлия Челеби. Крым III

Мазхаб крымского народа — ханафитский, но есть также приверженцы шафиитского мазхаба. Живущие за пределами Крыма улу-ногаи, шейдяк-ногаи, урмит-ногаи, племена мансурлу, седжевутлу, ширинли, манкытли, племена Чопана, Новруза, Деви, и многие тысячи подобных этим племена принадлежат к шифиитскому мазхабу. Там находится столь много сот тысяч знающих улемов, что и не расскажешь. Все эти ученые основали свои медресе среди племен в степи, и кочуют вместе с ними.

По благородному позволению этих ученых весь татарский народ ест конину. Хотя по слову Абу Ханифы Нумана ибн Сабита, великого имама и древнего героя, конину есть не одобряемо. Потому что конь — это орудие священной войны. Но есть конину позволено и возможно, если лошади все равно погибнут. В маликитском же толке это считается отвратительным и запрещено. Но по словам имамов Шафии и Ханбала это разрешено. Потому что они доверяют благородному хадису святой Опоры Пророчества: « [Передает]Джабер [слова Пророка], да согласится с ним Бог, [сказанные]в день Хайбара: мясо ослов домашних хуже мяса лошадей». Этот хадис достоверен, в этом единодушны Муслим и Бухари. Поэтому татарский народ ест конину.

[Татары]— полк газиев муджахедов. В походах им суждены трудности. В одном благородном хадисе говорится: «Поход — это часть преисподней, даже если он длится один фарсах». Этот татарский народ беззаботный, у них нет поклажи, в поход они не берут с собой никаких запасов, кроме талкана, курта, «лошадиного ребра и жены». Более того, если по дороге какая-нибудь лошадь захромает, или слегка заболеет, устанет, ослабнет, станет вялой, они, со словами: «Чтобы не досталась неверным», в тот же час приносят ту лошадь в жертву во имя Бога, делят ее вместе со шкурой. [Мясо]кладут под чепрак, который некоторые называют серки, а другие — черки, садятся верхом и ездят рысью. Когда из мяса вытечет сок, они говорят: «Готово», съедают конину из-под чепрака, и так утоляют голод.

Они совершают набеги на страну неверных, острыми клинками мечей безжалостно поражают врагов. Оставшихся в живых неверных — детей и женщин — они тащат в страну ислама и удостаивают обращения в мусульманство. Это полк газиев муджахедов, влюбленных единобожников из рода Чингизидов, да хранит их Бог.

Помимо газавата они занимаются еще земледелием, то есть они — крестьяне. Выращивают они большей частью просо, потому что одно киле проса в этих краях дает 100-110 киле. Они постоянно питаются просом.

Но мужи озарения — шейхи и суфии — выращивают ячмень и хлеб едят. Потому что святой Пророк постоянно ел ячменный хлеб, говорят они. Поэтому пшеничного хлеба они не едят.

Еще одно их занятие — торговля. Они отвозят пленников в разные страны и там продают. Оттуда они привозят другие товары и торгуют ими здесь.

Здесь есть также улемы, праведники, шейхи и суфии, братств хальвети и джальвети. Как пишет везирь Сефер Гази-ага, их до 40 тысяч, единобожников-суфиев.

На Крымском острове находится всего 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. В этих молельнях ночью и днем татарские суфии предаются молитве и зикру. Там очень много мужей единобожия и мистического пути. Особенного [упоминания заслуживает]живущий в крепости Ор, описанной на предыдущих страницах, пребывающий в мечети Сахиб Герай-хана, обитатель кельи, муж Пути, предсказатель ... -эфенди — святой азиз. Он сорок лет не водится с людьми и по духовному обету не ест мяса и пшеничного хлеба. Он перемалывает на ручной мельнице ячмень, собственными руками его выпекает и ест. Этот ячмень он и сеет своими руками. Земля, которую он засеивает, была подарена обладателем благодеяний Сахиб Герай-ханом отцу шейха, и тот оставил ее ему в наследство, переселившись [в лучший мир]. Теперь он засеивает и собирает ячмень на этой чистой земле, перемалывает его на ручной мельнице и ест. Более 10 тысяч бедняков — врат Божиих — затворников-суфиев находится в мечети Сахиб Герай-хана. Все влюбленные совершают круговой зикр Божий и достигают единения [с Богом]. Весь народ Ора, [наблюдая за этим,]приходит в неописуемое удивление. Люди крепости Ор возлагают надежду на вышесказанного шейха. Каждую ночь на стенах крепости, подобно крепостным стражникам, факиры почтенного шейха сторожат укрепления. Они выкрикивают мухаммеданские слова: «Бог един, Бог един»

Эвлия Челеби, «Книга путешествия»