Экономика Талмуда

Вопрос о стимулах или Спор о выкупе пленников

Начнем с вопроса о стимулах. Я приведу здесь не совсем экономический пример.

На самом деле, можно найти с полдюжины примеров из области экономики, но мы поговорим с вами о том, что лишь отчасти относится к ней, — о выкупе пленных. В Средние века, а также в эпоху древней истории людей часто захватывали и держали до получения выкупа. То есть целью захвата и было получение выкупа. Но выкуп заложников — это глубоко религиозный вопрос. Должны ли вообще люди выкупать пленников? Здесь существуют определенные правила, определенные предписания к тому, каким образом можно или нельзя выкупать пленников. Я немножко расскажу вам о том, какова была структура этого вопроса.
Есть два подхода: один определен Мишной, другой — Гемарой. Позвольте я дам определение того, что это. Мишна — это набор правил, которые были разработаны с начала новой эры примерно до 75 года. Тогда велись многочисленные дискуссии, и наконец рабби Джуд записал все правила, которые были сформулированы в то время: что-то добавил, что-то убавил, что-то не принял — и назвал это Мишна. В последующие 350 лет эти правила обсуждались, разбирались, уточнялись — и то, что получилось, выжимка из них, называется Гемарой.
Правило гласит: нельзя выкупать пленников за неоправданно высокую цену — это запрещено религией. В крайнем случае они должны остаться в плену и погибнуть, что и случалось неоднократно в определенные периоды. Неважно, насколько значим для вас этот пленник, — ни в коем случае нельзя платить неоправданно высокий выкуп. А что такое неоправданно высокий? Вот этот уровень отсечения всегда обсуждался. На каждом этапе существовала своя рыночная цена за пленника. Если у вас просили рыночную цену, это нормально; если больше, предложение должно быть отвергнуто, это заповедь.
На эту тему была большая дискуссия. Если вы хотите выкупить пленника за очень высокую цену, то почему, собственно, нельзя этого сделать? Рассматривались два возможных варианта ответа. Потому ли, что это наносит слишком большой ущерб общественному кошельку и общине будет очень тяжело выплатить выкуп за этого пленника, или этого делать нельзя, чтобы не давать захватчикам дополнительный стимул? Потому что, если вы платите неоправданно высокий выкуп, тем самым вы подталкиваете захватчиков к тому, чтобы они брали больше пленников. Далее, один из участников диспута высказал соображения в поддержку первого варианта: это слишком большой ущерб, слишком большое бремя для общественного кошелька, именно поэтому нельзя выкупать пленников за слишком высокую цену. И привел такой пример: Леви бар Дарга, достаточно богатый человек в своей общине, заплатил 13 тысяч золотых динариев, чтобы освободить свою дочь. Его дочь была похищена, он человек богатый, и он заплатил 13 тысяч золотых динариев. Но в результате напрашивается очевидный вывод: это не наносит никакого ущерба общественному бюджету — он взял деньги из собственного кармана и заплатил их, чтобы освободить свою дочь. То есть, с определенной точки зрения, в этом нет ничего плохого: да, можно выкупать пленников за нереально высокую цену, если это не наносит ущерба общественному бюджету. Но Абаи возразил ему: а кто сказал, что мудрецы согласятся с этим? Иными словами, он сказал, что Леви бар Дарга сделал нечто, что противоречит религиозной заповеди. Он любил свою дочь, конечно, для него это было трагедией, и он решил: Бог с ними, с этими религиозными заповедями — выкуплю я свою дочь, и всё. И вот Абаи говорит: вполне возможно, что старейшины с этим не согласятся. И на этом диспуту был положен конец. Это было до 500 года.
Великий иудейский философ Маймонид, который жил в XII веке и, кстати, кодифицировал Талмуд, то есть придал ему форму религиозных законов и правил, примерно через 800 лет после этого диспута с Абаи поддержал его позицию: пленников нельзя выкупать за нереально высокую цену, и об этом сказано в Мишне. Но далее он развивает свою мысль и объясняет, по какой из двух причин, рассматривающихся в Гемаре, этого не нужно делать. А делать этого нельзя, потому что в противном случае враги будут захватывать людей все чаще и чаще. Мы видим, что это вопрос стимула, вопрос побуждающих мотивов, и это лишь один из примеров. Он возникает опять и опять, снова и снова. Использованная в Мишне фраза, почему нельзя выкупать пленных за неоправданно высокую цену, звучит так: все нужно делать в соответствии с существующими правилами и стандартами, для того чтобы у людей не возникало дополнительных стимулов, и нужно понимать, что люди всегда будут действовать, исходя из тех стимулов, которые им предложены.

Источник: «Экономика Талмуда», Роберт Ауэрман, Нобелевский лауреат по экономике, почетный профессор Еврейского университета, «Вестник Европы» #40-41, 2014 г.