Безопасность «подземки»: международный опыт

Метрополитен является одним из важнейших компонентов инфраструктуры современного мегаполиса,и решению вопроса его безопасности уделяется особое внимание в каждой стране. Метро— это транспортное предприятие повышенной опасности: в условиях массового скопления людей в ограниченном пространстве любые чрезвычайные ситуации могут привести к трагическим последствиям. А одной из главных целей в современных условиях становится противодействие терроризму и раннее обнаружение техногенных катастроф.

Ежедневно метрополитеном пользуются миллионы пассажиров. Обеспечение их безопасности является сложнейшей задачей, так как требует контроля многочисленных входов и выходов, вестибюлей,платформ, переходов и вагонов поездов. Кроме того, быстро эвакуировать людей в случае нештатной ситуации практически невозможно. Поэтому в подземке нередко происходят теракты, а возникновение пожара приводит к большому количеству жертв.

В 1987 году пожар в лондонском метро на станции «Кингс-Кросс» унес жизни 36 человек, более 100 получили сильные ожоги и отравление дымом. В 1995 году прогремели взрывы в парижском метро, 290 человек погибли во время пожара в метро Баку, а в результате применения отравляющего газа в токийской подземке более 5 тыс. человек получили сильнейшее отравление. За последнее десятилетие жертвами терактов стали пассажиры метрополитенов Москвы, Лондона, Минска, Мадрида и других городов мира. Международная статистика показывает, что террористические акты и пожары в метро происходят чаще, чем в аэропортах и самолетах. При этом специфика метро не позволяет использовать систему тотального досмотра пассажиров и багажа, подобную той, что применяется в аэропортах.

Террористам вход запрещен

В разных странах эта проблема решается по-разному. На станции легкого метро «Черчилль» в канадском городе Эдмонтоне опробована система быстрого обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ Clear-Use™ американской фирмы CubicSecurity Systems. В валидаторы, которые служат для активации билетов, встроены датчики обнаружения следов взрывчатых веществ на основе молекулярно импринтированных полимеров. Попадая в валидатор, билет ламинируется при помощи полимерной пленки Safe-T®,которая способна распознавать различные типы взрывчатых веществ. После этого активированный билет с отпечатанной датой возвращается пассажиру. В случае обнаружения угрозы на пульты и мобильные устройства службы охраны передается сигнал тревоги.

Систему Clear-Use™ дополняет технология пассивного обнаружения радиоактивных элементов RadWatch™. Детекторы RadWatch™ интегрированы в автоматы по продаже билетов, они способны обнаруживать малейшие дозы радиации и отличать радиацию, полученную в результате медицинских процедур, от радиации из опасных источников. В случае опасности на пульт охраны поступает сигнал тревоги, информация о типе радиоактивного вещества, а также изображение пассажира. В комплексе система может распознавать различные сочетания радиоактивных и взрывчатых веществ, характерные для грязных бомб.

Средства досмотра

Британская транспортная полиция на станциях метро производит выборочный досмотр багажа пассажиров,вызывающих подозрение. Для этого применяются переносные рентгеновские системы FlatScan-TPXiи мобильные рентгеновские установки FlatScan-POD компании 3DX-Ray. FlatScan-TPXi — это легкая система, которая состоит из рентгеновского излучателя, детектора и ноутбука. Излучатель размещается перед проверяемой вещью, а детектор позади нее. Детектор представляет собой плоскую панель толщиной 5 см и площадью 535 x 412 мм, что позволяет сканировать крупные предметы за один прием.

Установка FlatScan-POD— это мобильная система, состоящая из досмотровой камеры и нескольких отсеков, в которые устанавливаются детектор и излучатель FlatScan-TPXi.Для перемещения установки в нужную точку полицейские используют тележку. Сборка и разборка занимает несколько минут. Установка работает от аккумуляторной батареи и позволяет на любой станции метро производить досмотр багажа, как это происходит в аэропорту.В случае обнаружения подозрительного предмета поблизости от места досмотра его можно быстро проверить, отсоединив систему FlatScan-TPXi от модуля FlatScan-POD. Для просмотра и обработки изображения используется ПО ThreatSpect с функциями распознавания и цветового обозначения органических и неорганических материалов. ПО позволяет измерять предметы, увеличивать картинку, получать рельефное или негативное изображение и сохранять его с комментариями в виде jpeg-файлов и в других распространенных форматах.

В Нью-Йорке служба охраны метрополитена также имеет право проводить досмотр пассажиров и багажа.Для этого нью-йоркские полицейские пользуются портативными детекторами взрывчатых веществ Sabre 5000 американской фирмы SmithsDetection. Это компактные и легкие трехрежимные детекторы,позволяющие обнаруживать взрывчатые, наркотические, боевые и промышленные отравляющие химические вещества. Sabre 5000, в основе которого лежит технология спектрометрии ионной подвижности (СИП), способен обнаруживать и распознавать всего за 20 секунд более 40 опасных веществ и летучих смесей, часто входящих в состав самодельных взрывных устройств.

Безопасное метро

Министерство национальной безопасности США разрабатывает новые технологии для обнаружения и идентификации в метро биологически опасных веществ в реальном времени. В рамках проекта, получившего название Detect to Protect,на станциях легкого метро «Гарвард» и «Портер» в Кембридже и станции «Дейвис» вСомервилле проводится тестирование датчиков, предназначенных для обнаружения атакс применением биологических поражающих средств. Система датчиков, разработанная в сотрудничестве с компаниями FLIR Inc., Northrop Grumman и другими, оповещает обобнаружени и потенциально опасных биологических агентов. Одновременно другая система датчиков в течение нескольких минут идентифицирует патогены и подтверждает их наличие.

Сделать вагоны метро более безопасными — цель европейского международного проекта SecureMetro,в котором принимают участие специалисты из университета Ньюкасла и испанские фирмыTecnalia, Sunsundegei и Expal.Они разработали взрывобезопасные вагоны, главное качество которых — способность гасить энергию взрыва и препятствовать образованию многочисленных осколков. Тяжелое оборудование вагонов надежно закреплено с помощью прочных тросов, а стекла имеют пластиковое покрытие. Вагон изготовлен из поглощающих энергию взрыва негорючих материалов,а громоздкие конструкции заменены более легкими. Испытания показали, что в случае взрыва разбиваются лишь стекла аварийных выходов.

Контроль доступа

Для контроля доступа пассажиров в метро во многих городах мира применяют турникеты шведской фирмы Gunnebo. Турникеты совместимы практически с любыми считывателями карт, кодовыми и биометрическими устройствами и отличаются надежностью, высокой пропускной способностью и современным дизайном. В метрополитенах Стокгольма и Барселоны установлены турникеты с выдвижными створками серии HiddenGate.В миланской подземке используются турникеты-триподы и электромеханические калитки.Специально для парижского метро были разработаны «умные» турникеты для инвалидов на колясках, управляющиеся при помощи портативного считывателя магнитных карт или с удобно расположенного пульта. По заказу метрополитена Гонконга Gunnebo изготовила турникеты с распашными створками особого дизайна. Теперь такими турникетами оснащаются станции метро в других городах Китая, включая Пекин и Шанхай.

Для ограничениядоступа в служебные помещения пекинского метро, аппаратные, подстанции, офисы ина автостоянки для сотрудников используется централизованная многоуровневая IP-системафирмы HID Global. В основе системы — контроллерыVertX® V1000 и бесконтактные считыватели карт iClass® R10. Управление системой,просмотр отчетов и информации о пользователях выполняется дистанционно с центральногопульта. Сотрудники службы охраны на каждой станции могут контролировать свой сегментсистемы.

В этих же целях в метрополитене Шанхая применяется решение EXpert британской фирмы TDSi. Система состоит из контроллеров EXpertи считывателей смарт-карт Mifare®, контролирует около 2 000 входов на каждой ветке метро.В качестве платформы для работы системы выбрано ПО EXgardeEnterprise с удобным графическим интерфейсом пользователя,модулем ввода изображения, печати пропусков и функцией автоматической разблокировки аварийных выходов в случае пожара. ПО позволяет контролировать неограниченное количество входов и выходов, оно совместимо с биометрическими считывателями, IP-камерами и цифровыми устройствами видеозаписи ведущих производителей.

Видеоаналитика

Каждый пассажир, попадающий в метро, сразу оказывается под наблюдением. Повсеместно станции метрополитенов оборудованы видеокамерами, которые помогают расследовать и предотвращать правонарушения, чрезвычайные ситуации. Однако в плотном пассажиропотоке сотрудникам метрополитена сложно вовремя выявить террориста или заметить ЧП. На помощь им приходят системы интеллектуального видеонаблюдения. Новая и самая протяженная в Европе 9-я линия метро Барселоны оснащена интеллектуальной системой видео наблюдения Sony.Интегрированная система на платформе DEPA (Distributed Enhanced Processing Architecture) объединяет 2 937 сетевых телекамер SNC-CS50P, установленных на 50 станциях и 48 км подземных туннелей. Для сбора данных и мониторинга используется ПОSony Real ShortManager. Технология DEPA позволяет телекамерам в режиме реального времени осуществлять интеллектуальный анализ изображения и передавать информацию в виде метаданных в диспетчерский центр. Это гарантирует быстрое обнаружение потенциально опасных ситуаций, таких как чрезмерное скопление людей на платформе, забытые вещи. В диспетчерский центр по сети поступает информация со всех камер. Одновременно на каждой станции ведется локальная запись.

Для метрополитенов Лондона и Монреаля была выбрана сетевая система видеонаблюдения NextivaTransit израильской компании VerintSystems. Видеоаналитика Nextiva способна автоматически различать множество событий, включая нарушение виртуальных границ контролируемых участков, скопление людей, оставленный без присмотра багаж, «праздношатание».При возникновении чрезвычайной ситуации NextivaTransit, основанная на системе сценариев и правил, автоматически передает аварийные и тревожные сигналы, визуальную информацию персоналу по эксплуатации или службе охраны. Кроме того, в систему включены датчики состояния здоровья машинистов и детекторы вмешательства в работу камер.

Другая израильская фирма, Nice Systems, охраняет безопасность пассажиров метро в столице Перу Лиме и в Тяньцзине, третьем по величине мегаполисе в континентальном Китае. Предложенное для этих метрополитенов решение включает интеллектуальную систему видео наблюдения и видео анализа NiceVision,систему цифровой видеозаписи NiceLog и ПО для коллективного анализа, моделирования и расследования инцидентов NiceInform.Интеграция этих трех систем позволяет управлять событиями в реальном времени и осуществлять одновременно хронологическую, визуальную и звуковую регистрацию происшествий для их точной реконструкции и расследования.

Бортовые IP-сети

Важным элементом системы безопасности метрополитена является оборудование поездов метро беспроводными средствами связи и бортового видеонаблюдения. Одним из разработчиков таких решений является тайваньская фирма Moxa. В конце прошлого года фирма установила системы видеонаблюдения в поездах одной из линий метро в Тайбэе.Для этого решения было выбрано три модели IP-камер:VPort 16-M12 установлены на потолках вагонов, VPort 26A — в кабине машиниста,а камеры скрытого типа VPort P06HCвмонтированы в переговорные устройства. В кабине машиниста установлен сетевой видеорегистратор V2616, с помощью которого он может наблюдать за происходящим в вагонах, записывать изображение, поступающее с любой IP-камеры, и воспроизводить видеозапись. Кроме того, сетевые видеорегистраторы V2416 размещены в каждом вагоне,что позволяет машинисту одновременно следить за всем поездом.

Эта же фирма разработала систему ethernet-связи для поездов автоматического легкого метро в Саудовской Аравии, в университете принцессы Норы в Эр-Рияде. СетьEthernet метропоезда служит для создания системы информирования пассажиров, видеонаблюдения и безопасности. Она построена на базе коммутаторов MoxaTN-5508-LV-LV. Эти коммутаторы имеют антивибрационные разъемы и предназначены специально для применения на подвижном составе. Автоматическое метро работает в режиме 24/7,используя связь стандарта Tetra между вагонами и сигнальной системой.

Системы видеонаблюдения и связи для беспилотных поездов метро предлагают также немецкая компания Securiton GmbHи французскаяAlcatel-Lucent. Решение Securiton обеспечивает контроль первой в Германии полностью автоматической линии метро U3 в Нюрнберге. Круглосуточное наблюдение за работой автоматического метро ведется из диспетчерского центра транспортной компании Нюрнберга (VAG).Событийно управляемая система IPS VideoManager с интеллектуальным модулем видеоаналитики IPSVideoAnalytics позволяет одновременно отслеживать перемещение более 50 подозрительных объектов; на основе информации,поступающей с нескольких камер, получать 3D-изображение объекта слежения с географической привязкой к трехмерному плану метро; следить за движением поездов; обнаруживать забытые предметы и праздношатающихся людей. Кроме того, система умеет распознавать телодвижения, характерные для нанесения надписей и граффити.

На линиях автоматического метро Парижа и Копенгагена работают системы видеонаблюдения и связи земля — поезд Alcatel-Lucent. Система CCTVнового поколения способна передавать на центральный пульт непрерывный поток изображений с метропоездов, движущихся со скоростью более 80 км/ч. Высокоскоростная передача изображений обеспечивается с помощью сети Wi-Fi, которая связывает поезда с точками доступа, установленными в туннелях. Система автоматически контролирует расстояние между поездами, наличие на пути посторонних предметов и оповещает центр управления о необходимости проведения ремонтных работ или работ по техническому обслуживанию. В каждом вагоне имеются два вмонтированных мультимедийных дисплея системы информирования пассажиров, на которые выводится время, название следующей станции, сведения о пересадках на другие виды транспорта и другая полезная информация.С их помощью можно связаться с центром управления поездами метро.

Защита от падений

В последнее время в подземках участились факты случайного и умышленного падения пассажиров на рельсы. Согласно данным транспортной компании MetropolitanTransportation Authority (MTA) в 2012 году в метрополитене Нью-Йорка зарегистрирован 141 случай падения на пути, 55 человек погибли. Большое значение MTAпридает предупреждению пассажиров об опасности. Для этого на информационных стендах в вестибюлях и на платформах вывешены листовки«Не становись статистикой!». MTA изучает и другие способы защиты от падения на пути. Один из вариантов — установка специальных перегородок между платформой и подвижным составом с вмонтированными раздвижными дверями, как, например, в метро Копенгагена. Такая система повышает уровень безопасности для слабовидящих пассажиров и позволяет лучше контролировать вентиляцию на станциях и в тоннелях.

Современные технологии позволяют создавать радарные системы, способные обнаруживать падение людей и предметов на пути. Одна из таких систем, разработанная компанией Honeywell,успешно применяется в метрополитене Нюрнберга. Под краем платформы на расстоянии 15 см друг от друга установлены радарные передатчики, а на стене напротив них —приемники. Сигнал тревоги передается, если находящийся на путях объект пересекает сразу два соседних луча. Благодаря этому система не реагирует на мелкие объекты,такие как бутылки, мусор или грызуны. По сигналу тревоги автоматический метропоезд останавливается за 10м до выезда на станцию. Если поезд уже находится на станции,он останавливается немедленно. Одновременно сигнал передается в диспетчерский центр,где операторы могут просмотреть соответствующее видео и расследовать инцидент. Система подходит и для традиционного метро. В этом случае в туннеле включается красный сигнал семафора, предупреждающий машиниста о необходимости остановить поезд.

Решениея вляется частью предлагаемой Honeywell интегрированной системы безопасности метро. Другие элементы системы — видеонаблюдение, включая CCTVи радарный контроль; охрана периметра, включая решения Vindicator и водные заграждения; контроль доступа с применением технологии Pro-Watchи биометрии;пожарная сигнализация; управление инженерными системами; регулирование потребления энергии; диспетчерский центр для контроля работы всех систем. Подобные системы предлагают и другие крупные разработчики систем безопасности. В частности, в метрополитене Вашингтона работает система ADT Security Systems, а пражское метро планируется оснастить системой Saab.

Человеческий фактор

Электронные системы служат в первую очередь для предотвращения чрезвычайных ситуаций в метро.Однако, если ЧП все же произошло, требуется слаженная работа всех служб для оперативной ликвидации его последствий и спасения людей. В учебном центре «Маскататак» в США проводят подготовку военных, специалистов служб безопасности и экстренного реагирования методом ситуационного моделирования. В центре существует тренажер, состоящий из двух вагонов, установленных на рельсы в помещении, имитирующем станцию метро. На этом тренажере отрабатываются различные чрезвычайные ситуации, включая теракты и техногенные катастрофы, в условиях, максимально приближенных к реальности. Бойцы учатся быстро проводить осмотр и расчистку туннелей, эвакуировать пострадавших,развертывать пункты экстренной медицинской и психологической помощи, взаимодействовать с другими службами и не допускать паники. В учебном центре проводят также тестирование нового оборудования пожаротушения, обнаружения ядовитых и радиоактивных веществ.

Важная роль в обеспечении безопасности в метро за рубежом отводится повышению осведомленности и бдительности пассажиров. По статистике, более 15 % попыток терактов в общественном транспорте предотвращается благодаря внимательным пассажирам. В ряде метрополитенов США работает программа «Увидел — сообщи» (“Seesomething — say something”).Пассажиры могут воспользоваться своими смартфонами, чтобы отправить фотографию и сообщение о подозрительном предмете или ситуации в диспетчерский центр. Так как сигнал смартфона позволяет определить его местоположение, сотрудники службы безопасности могут быстро просмотреть видеозапись и принять меры.

Обеспечение безопасности метрополитена — очень сложная и комплексная задача. Международный опыт показывает, что ее эффективное решение возможно только при наличии тщательно продуманной системы организационных, технических, оперативных мер и согласованности действий всех структур.

Источник