Колонка для Naviny.by от 28.XI.2011

Беларусь не вмещается в шляпу

Час, когда я корплю над этим текстом, народный артист Австралии и Северо-Американских Соединённых Штатов Джон Траволта, назвал когда-то Saturday Night Fever. Во всяком случае, лихорадка, вызванная пакетом срочной финансовой помощи, которую Россия выделяет Беларуси синеокой™, обострилась в туземных СМИ до высокой степени безумства.

Довольно странно, что они так ударяются сердцем об этот, в общем-то, проходной эпизод русской политической филантропии. Ведь истинно говорил вам, истинно: «Зальём баблом»©.

Натурально, это была всего лишь гипербола из тех, что легко слетают с языка, когда шампанское игриво кипит в жилах веселых сановников. Но мне доподлинно известно, что не в обычае солидных переговорщиков из синеокой™ оживлять свои заседания этим напитком.

Переговоры шли очень и очень непросто. Ситуация осложнялась ещё и тем, что накануне какой-то пьяный воздух свободы  спичрайтер сыграл злую шутку с текстом выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко перед светилами, пасущимися в туземных рощах Академа.

Вместо того, чтобы скопипастить известный образчик советского казарменного юмора «если вы такие умные, почему строем не ходите»,  вестернизированный неизвестный автор воткнул в тезисы перл про умных, но бедных белорусских небыстрых разумом невтонов.

Икнулся этот пассаж не где-нибудь, а на ВГС СГРиБ. В ходе работы над итоговыми документами, российская сторона изрядно порезвилась, выясняя у белорусской стороны, почему последняя такая бедная, если такая умная.

Полагаю, что после всего этого упрёки в адрес белорусской делегации в попытках продажи Родины должны квалифицироваться как головотяпство со взломом. Торговля родиной – удел безродных космополитов из «пятой колонны». И не имеет никакого отношения к происходящему в СГРиБ.

В нашем случае возрождается давняя русская практика, хорошо знакомая также помещикам Северо-Западных губерний Российской империи. Как известно мне, а теперь и вам, широкое распространение среди белорусских помещиков имел залог имений – вместе с крепостными.

Какой-нибудь Рыгор Дуботовк или даже Надея Яновская могли получить денежную ссуду в разного рода ссудных учреждениях под залог своих имений. Сам Пьер Безухов (sic!) платил процентов по закладным в опекунский Совет около 80 тысяч по всем имениям.

Но, предположим, крепкий хозяйственник «влетал» на первом залоге (неурожай, крестьянские бунты, или просто сокращение поступлений от имения в результате того, что «англичанка гадит»). Тогда вступала в силу известная всей империи схема «заложено-перезаложено».

Имение закладывалось заново, до окончания срока первого залога. При втором залоге кредиторы обычно вдвое увеличивали ежегодный процент взноса. Это было не очень страшно, поскольку Дворянский земельный банк исходно давал кредиты на 48-66 лет под 5-6% годовых (позже – под 3,5%). К тому же в запасе всегда имелся ответный ход – повальные неплатежи по ссудам, выданным под залог имений. Последствия для экономики, натурально, были печальны.

Современник пишет об этом примерно так: «Курс на здешней бирже постоянно слаб, и сделки вялы до безобразия. Многие из капиталистов стали прятать свои деньги в несгораемые сундуки и даже не хотят слушать о делаемых им предложениях; многие же состоятельные лица бросают город и даже отечество и со всеми своими пенатами перебираются в чужие края...». Но нашлись которые выстояли, и встают с колен, помогая при этом выпрямиться наклонённому врагами центру Европы.

И не надо говорить, что кто-то якобы сидит со шляпой под Боровицкими воротами Кремля и клянчит... Это неправда. Ибо, как говорил генерал-майор Г.Л.Чарнота, при желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа.

Беларусь синеокая™ не вмещается в шляпу.