КАЛI КАЛIЙНАЕ ШЧАСЦЕ БЕЛАРУСI СКОНЧЫЦЦА? I ЧАМУ

От прадедов спокон веков Беларуси досталось Старобинское месторождение калийных солей (а также Петриковское, Мозырское и Давыдовское). Коммунисты были не дураки, нашли эти залежи, и с 1958 года приступили к их освоению. Так белорусское калийное Эльдорадо и перешло по наследству от БССР к Республике Беларусь. Это у нас присказка, а сказка, как водится, впереди.

Сегодня Солигорск – это белорусский Доусон времён золотой лихорадки. Не в смысле беззакония и вольных старателей, а в смысле богатства на душу населения. Солигорские шахтёры – самые высокооплачиваемые пролетарии Беларуси, в своё время свергавшие и правительства, и парламенты, и вообще, разваливавшие СССР своим деткам на радость. Богат и менеджмент солигорских рудо- и шахтоуправлений. А уж как богаты люди, которые сегодня снимают с калия сливки – это и разъяснять не надо. Служба в белорусских трейдерских конторах, торгующих калием, считается издавна очень хлебным местом.И всё было бы заебись, но поскольку место это очень хлебное, то лезут туда и жук, и жаба. И все с записочками типа бессмертной «пратеци» Гришки Распутина: «милай дарагой памаги». И это, разумеется, сильно отражается на качестве менеджмента, но не на качестве жизни ходатаев и благодетелей. То есть Беларусь стоит на пороге обвала своей калийной торговли, в значительной мере из-за глупости и недальновидности людей, торгующих белорусским национальным достоянием вразнос.

Мировой рынок калия сейчас стремительно превращается в рынок покупателя. Это очевидно всем, кроме белорусских калийщиков. Ума не надо было торговать калием, когда он шёл по цене $872.50 за тонну (февраль 2009). Любая девушка с накладными ногтями, грудями и ресницами из хорошей белорусской семьи могла при такой конъюнктуре считаться гением продаж. Но вот когда цена рухнула в 2,8 раза до $312.50 за тонну (март 2010) это уже был серьёзный сигнал. Начиналась игра без дураков.

Надо отметить, что общемировой ценовой спад в торговле калием был временно преодолён и рынок стабилизировался, хотя и на вдвое меньшей цене, чем в тучный 2009 год. Однако я уверен, что это ненадолго, и к концу 2012 года цены на калийные удобрения поползут вниз. Где они остановятся, никто не знает, но я склонен предполагать, что в конце пятилетки 2011—2016 гг. цена за тонну калия в $225 будет считаться в Беларуси большим счастьем и даром небес. И белорусские трейдерши, уговаривая покупателя на такую цену, будут этого покупателя в жопу целовать и ставить для этого на подоконник, чтобы никто не сказал, будто Беларусь наклонили.

Причина тут закопана неглубоко, гораздо ближе к поверхности, чем калиеносные пласты Старобинского месторождения. На рынок производителей калийных удобрений выходит Китай. Рано или поздно это должно было случиться. Китай потребляет 20% мирового производства калия. Это более чем серьёзные деньги, которые пока из Китая перетекают в страны-производители.

Именно поэтому китайские геологи интенсифицировали поиски. И нашли. Залежи в Китае, как оказалось, огромные. И хотя они не залегают компактно, а рассеяны по всей территории страны, довести добычу калия до уровня белорусской добычи для КНР не составит никакого труда. Так что самое позднее через пять лет Китай войдёт в пятёрку крупнейших производителей калия в мире.

И первое, что он сделает на этих ресурсах – он сам начнёт диктовать цену на удобрения. Какое решение найдёт Беларусь? Разумеется, она найдёт самое простое решение: копать больше, кидать дальше, отдыхать, пока летит. Это приведёт к тому, что в 2016 году Беларусь будет производить всё больше калийных удобрений, но станет получать за них всё меньше денег. И не худо бы на этот чёрный день всё же найти профессиональных трейдеров и обеспечить отрасль профессиональными менеджерами. А также озаботиться созданием валютного демпфера, на то случай, когда национальный калийный экспорт рухнет окончательно.

Такая инфа, мезанфанчики.