Невысокая заработная плата учителей характерна для многих стран мира. Но, несмотря на это, многие выбирают именно данную профессию, и их средний трудовой стаж растет. Обзор исследования «Эволюция учительских зарплат в Латинской Америке на пороге 21 века: насколько им недо-, пере- плачивают?»
Денежное измерение
Образование – сфера услуг. Одной из особенностей образования является отложенный результат услуги – эффективность труда педагога нельзя измерить сразу после ее оказания. Поэтому достаточно сложно оценить вклад очевидными и корректными измерителями. Но платить надо. Как? Существует множество схем, методик оплаты труда учителя. Они различаются по странам, внутри одной страны также могут использоваться разные показатели. Существует различная открытость данных по определению заработной платы – по какой схеме рассчитывается зарплата педагогов. Например, можно зайти на сайт английского министерства образования, ввести несколько известных параметров (таких как: образовательное учреждение, где собираемся работать, уровень нашей квалификации, полная занятость и другие), и получить интерактивный рассчет заработной платы.
Когда человек принимает решение о выборе той или иной профессии, он сравнивает их по важным для него характеристикам. Чаще всего анализируется уровень заработной платы и время, необходимое для выполнения работы. Поэтому заработную плату учителей обычно сравнивают со средней заработной платой по экономике.
Сегодня и в России происходят изменения в оплате труда учителей. Во всех регионах страны перешли с традиционной (разрядной) системы оплаты на НСОТ. Ежемесячно проводятся совещания на уровне руководства страны, осуществляется мониторинг начисленной заработной платы учителей с тем, чтобы довести ее не меньше, чем в среднем по экономике региона. Происходят изменения в оплате труда. По данным российской статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений в среднем по Российской Федерации в 2008 году составляла 13 058,35 рублей, в 2009 году 15 189,62 рубля. В то же время, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики региона, в среднем по стране была соответственно 18 457,5 рублей и 19 844,7 рублей. Разрыв не слишком большой, но во многих случаях он играл не в пользу профессии педагога.
Для сравнения, в 2005 году стартовая зарплата учителей в Люксембурге была 80 053 долларов в год, а в Швейцарии – 55 696 долларов в год (см. график 1). Однако, как показывают статистические данные, невысокий доход учителя – скорее норма, нежели исключение.
График 1. Средняя стартовая заработная плата учителей средней школы 2009 год (долларов в год)
График построен с использованием материалов Education at a Glance 2011
Read More