- Комментарии к записи Масяня. Эпизод 111. Троллейбус отключены
- Жызнь
Метка: Культур-мультур
Маша Гессен и жилищное пособие в 55 тысяч долларов
Руководство «Радио Свобода» жирует за счет американского налогоплательщика
Скандал с «Радио Свобода» продолжается, невзирая на рождественские и новогодние праздники.
Ранее ряд СМИ сообщил, что по итогам заседания Совета управляющих по вопросам вещания (BBG), которое прошло в США 14 декабря, в Россию будет направлена специальная инспекция для проверки реформ в московском бюро «Радио Свобода».
Нынешний директор московского бюро «РС» Маша Гессен всячески опровергала тот факт, что такое может случиться, и что ее патрон Стивен Корн может подвергнуться репрессиям со стороны BBG.
Однако Стивен Корн быстро сообразил, что от него хотят прошение об отставке и, сделав честное лицо, подал рапорт об отставке, объяснив свое желание «посидеть дома с семьей».
А недавно в BBG узнали, что вся эта компашка Корна, которая разрушила «Радио Свобода»: президент и самые близкие представители генерального директора Стивена Корна — вице-президент Содержания, Распределения и Маркетинга Джулии Рэгоны и вице-президента правительства Дэйл Коэн — недавно летали бизнес-классом из Праги, чтобы посетить совещание региональных директоров (BBG), встречающийся в Вашингтоне, округ Колумбия.
Путешествие на самолете бизнес-класса руководителями RFE/RL – это очередное нарушение финансовой дисциплины, потому что их учреждение полностью (100%), поддержанных грантом от BBG, который ваплачивается из американского Конгресса и, стало быть, из карманов американских налогоплательщиков.
Обычно учреждения, которые получают федеральные гранты, должны соблюдать условия специального акта, который запрещает использование салонов первого класса или путешествие на самолете бизнес-класса, за которое платит американское правительство.
Есть несколько исключений (медицинские причины, отсутствие других билетов, являющихся доступным для срочного путешествия по государственным нуждам, но эти исключения могут не относиться к недавнему полету бизнес-класса Рэгоны и Коэна от Праги до Вашингтона.
«Мы узнали из наших источников в пределах правительства BBG в Вашингтоне, что Рэгона и Коэн могут возместить разницу между авиабилетами экономкласса и их билетами бизнес-класса, но даже в этом случае американские налогоплательщики могут быть обмануты, потому что почти никто в эти дни не платит полной платы за проезд (Y – Класс), поскольку большинство билетов продается со скидкой.
Мы хотели бы знать, почему авиабилеты бизнес-класса были куплены, во-первых, на деньги американских налогоплательщиков и кто разрешил их покупку? Сколько денег налогоплательщики США проигрывали на этом дорогом путешествии Джулией Рэгоной и Дэйлом Коэном? Отчет о поездке, который они дали их руководящему персоналу, казалось, был полон вводящих в заблуждение заявлений, которые были позже опровергнуты.
Мы также слышали о финансовых неисправностях в Радио-Свободной Свободе Европы/Радио, которую могут скоро изучать аудиторский комитет RFE/RL, возглавляемый губернатором BBG и Председатель правления RFE/RL Деннис Малхопт.
Мы надеемся, что губернатор Малхопт созовет собрание аудиторского комитета RFE/RL как можно скорее, так, чтобы участники BBG могли все еще расспросить Стивена Корна прежде, чем он оставит свою работу 25 января. Однако он ранее отказался обеспечивать ответы, которые требуют члены Стратегии и Бюджетного комитета BBG.
Korn, проявил чрезвычайно большую заботу о его приватных представителях, которых он продвинул или нанял после увольнения нескольких старых менеджеров RFE/RL, которых он назвал “старыми белыми парнями. ” Он также уволил некоторых лучших независимых журналистов в России так, чтобы Маша Гессен, его пагубный выбор, могла управлять российским отделением РС и могла бы ввести свою собственную команду намного менее компетентных партнеров.
Он дал фаворитам дорогое жилищное пособие, которое позволило ему вознаградить их, значительно увеличить вознаграждение за «труд», официально как бы не увеличивая их зарплаты. Увеличения большой зарплаты для людей, возможно, вызвало бы вопросы от участников BBG и аудиторов RFE/RL.
Согласно источникам BBG, Korn предложили Маше Гессен 200,000$ ежегодно, включая зарплату 145,000$ и 55,000$ жилищное пособие.
Интересно, как г-н Корн оправдал предоставление 55,000$, о которых сообщают, если Маша Гессен имеет жилье в Москве? Она арендует его сама у себя? Или она арендовала на выделенные ей деньги дорогое жилье, а свое сдала в аренду кому-то другому? В любом случае, это называется афера.
Это — много денег американских налогоплательщиков, отданных в качестве награды Маше Гессен, которая просто уволила десятки лучших журналистов на улицу, включая сотрудников с ограниченными возможностями, наняла собственных друзей и партнеров. И тем самым способствовала разрушению морали, нарушению всех прав человека и оппозиционного сообщества и потере репутации Радио-Свободы и большей части ее аудитории в России».
Держи меня, соломинка
Вчера говорили с одним товарищем, обсуждали статью «Новогодняя» Андрея Фефелова, опубликованную надысь на нашем сайте. Один товарищ сказал, что кичиться непразднованием Нового года – это снобизм. Надо, мол, не нос воротить от фейерверков и винегретов, а просвещать народ. (Учить, как правильно, тихо и застенчиво, обняв изгиб гитары жолтой, встречать Новый год.) Я спросил, а просвещать – это не снобизм?
Товарищ ответил: просвещать, Лёва, это как армия. Твой священный долг и почётная обязанность.
Я проникся. Можно ведь до бесконечности говорить, какие гадкие в России законы, Путин, олигархи, генералы, старшие прапорщики, призывники с Кавказа и проч., но в армию от этого не идти…
Это всё равно как не идти не от этого.
И я решил немедленно начать просвещать. Взгляните, вот перед нами картина. На первый взгляд, неудержимо ласкает глаз она. В этом мы все едины: и с хорошим вкусом которые, и с плохим вкусом – один народ. Зато на второй взгляд от неё неудержимо тянет блевать, и это останавливает человека с хорошим вкусом от дальнейшего её восприятия, а человека с плохим вкусом не останавливает, даже наоборот, как-то приободряет.
Однажды в типографии издательства «Ставропольская правда» я стал свидетелем одного небольшого производственного совещания. Помню, меня удивило, что один из его участников, наполнив свой стакан необходимой жидкостью, почему-то не оставался у стола, где все совещались, а бодро трусил к двери и выпивал там. Оказывается, у двери стояло ведро, в которое участник, выпив содержимое стакана, в ту же секунду его выблёвывал. Был он при этом бодр и весел, такая своеобразная манера совещательства нисколько ни его, ни других участников не тяготила, всё было нормально. Он даже пьянел по-прежнему.
Read More
Интервью «Народной воле»
Солдаты той войны...
Аўтар: Ирина МАЛЬЦЕВА I 29 снежня 2012 г. 16:19
Не будет преувеличением сказать, что последние десятилетия в Беларуси шла нескончаемая война. Информационная. На уничтожение. Власть делала все возможное и невозможное, чтобы дискредитировать, растоптать, уничтожить своих оппонентов.
Один из самых ярких солдат той войны дослужился до самых высоких постов — возглавил Белтелерадиокомпанию, стал сенатором. Однако после президентских выборов 2010 года лишился всех постов и сегодня работает в России. На вопросы “Народной Воли” ответил Александр Зимовский.
— Александр, когда-то вы удачно сформулировали главный слоган официальной политики: “Чарка, шкварка, иномарка”. Сейчас, спустя годы, хотелось бы, чтобы оценили этот рецепт счастья по-белорусски. В чем оказались его главные плюсы, в чем минусы?
— В целом слоган оказался удачнее всех прочих. Он благополучно пережил такие шедевры агитпропа, как “Жыве Беларусь!”, “За Беларусь!”, “За сильную и процветающую Беларусь!”. Возможно, потому, что мой рецепт счастья оказался реально осязаемым. Его ингредиенты можно пощупать, пожевать, пригубить, хряпнуть, на них можно кататься. Это плюсы.
Минус в том, что это приговор пресловутой белорусской духовности, этакий трансфер книжек Быкова и Купалы с Коласом в местную версию потреблятства. Сдай макулатуру — получи талончик на “корч” и катайся. Правда, это мировой тренд, так что плакать не надо.
И еще. Было бы нечестно закрыть глаза на то, что “чарка, шкварка, иномарка” позорно и возмутительно подорожали и начинают проходить по разряду белорусского luxury. А этот тренд ведет напрямую в барак, где Андрей Соколов, герой кинофильма “Судьба человека”, делил пайку, полученную от коменданта лагеря.
— Вы активно участвовали в информационных войнах на стороне власти, а сейчас в своих колонках любите посмеяться над белорусским чиновничеством. Что изменилось: вы, чиновники, взгляды на жизнь?
— Строго говоря, в информационных войнах участвовали другие. Я всего лишь разрабатывал сценарии, планировал и доводил дело до победы. Меня, собственно, для этого и нанимали.
И вовсе я не смеюсь над чиновничеством. Многие государственные служащие — мои добрые знакомые, соратники и мои выдвиженцы. Как правило, люди честные, компетентные, хорошо вышколенные и с незашоренными мозгами. Смешно и стыдно наблюдать, когда их делают идиотами в квадрате. Но и этому есть объяснение.
Чиновники не понимают, что происходит, они дезориентированы. Им невозможно планировать карьеру, невозможно уйти в бизнес, нет гарантий. Зарплата смехотворна, вы представить себе не можете, как унизительно себя чувствует любой белорусский чиновник при встрече, ну, хотя бы с российскими коллегами. Добавьте сюда тщательно культивируемое в СМИ неуважение и даже ненависть к госаппарату, и вы поймете, почему качество госуправления неуклонно снижается. А я всего лишь публично фиксирую эту деградацию и стараюсь, чтобы это, по возможности, было забавно и по-доброму. У людей и так мало радости, они мои тексты прочтут и улыбнутся.
Так что взглядов я не менял — без лести предан. Прямота, искренность, резкость, я на этом состоялся и как автор, и как начальник, это мой социальный капитал. Уважение к власти не в том, чтобы слепо врать подчиненным и своим коллегам. И потом, не скрою, мне симпатична эта юная синеокая модель, и я лишь деликатно намекаю, что ей следует более лучше одеваться. Надеюсь, читателям “Народной Воли” этот мем знаком.
— Почему все-таки вы ни разу не пригласили оппозиционеров в свои авторские программы и в эфир БТ? Неужели это действительно такая большая угроза для существующей власти?
— Это не угроза для власти, это вопрос понятий, пацанский вопрос, как у нас в России говорят. Оппозиционеры патологически ненавидят Александра Григорьевича Лукашенко. Почему он должен подставлять им правую или левую щеку? Вы скажете: “Ну, он же сильный, что ему стоит?” Однако в белорусской политике библейские притчи неприменимы. Народ-богоносец не поймет, здесь слабого ногами топчут, а потом друг друга жрут и тем сыты бывают.
Что до приглашения в эфир от меня лично, то здесь еще проще. Вы справедливо упомянули, что мы вели информационные войны. На войне у противника есть один шанс попасть в эфир противоборствующей стороны — надо стать перебежчиком. Унижать оппонентов предложением переметнуться прямо в эфире было бы невежливо, а даром отдать им информационное поле — глупо. Вот так и не встретились.
— Пару слов о себе. Чем сейчас занимаетесь, как часто бываете в Беларуси, чем занимаются дети?
— Дети у меня, как у президента России В.В.Путина, учатся и отчасти работают. Я их не тороплю на свершение трудовых подвигов. Сам же я консультирую питерских товарищей по вопросам ведения информационных войн, и, надо сказать, за последние два года они достигли в этом поразительных успехов. Хороший медиа-консультант — он как семейный доктор, знаете ли. Так что когда болезни обостряются, я в Питере. А как кризис миновал — или в Минск, или на воды.
— Традиционный новогодний жанр — политический прогноз. Каков прогноз Александра Зимовского?
— Вот вы меня наповал бьете этим вопросом. Не занимаюсь я белорусской проблематикой вплотную, поэтому возможны аберрации. Не сделаю большого открытия, сказав, что белорусская публичная политика уйдет в Сеть и, похоже, не вернется. Идеология продолжит разваливаться. Власть сделает как минимум три-четыре большие глупости, которые, теоретически, смогут породить локальные стихийные бунты. Они будут подавлены, но не исключаю хотя бы одного убийства, которое можно будет раскрутить как политическое. Рубль упадет, водка подорожает, сало тоже...
Колонка для Naviny.by от 24.XII.2012
Лягут ли беларусы под немецкие танки?
Предполагается, что лимит переворотов и революций для синеокой™ исчерпан. С этим некому спорить: пятая колонна окуклилась, а народ-богоносец, как водится, безмолвствует и от безделья режет сам себя.
Оно и к лучшему. Ибо единственная широко известная в центре Европы великая бескровная революция так плавно перешла в кровавую гражданскую войну, что никто и ахнуть не успел. В общем, революции здесь тема малоприятная. Впрочем, и сам я регулярно говорю и пишу вещи, неприятные для публики, ибо если не я, то кто и т.п.
Однако перед Рождеством и Новым годом принято говорить о хорошем. Also, я собираюсь сейчас раздать несколько прелестных глянцевых открыток гламурного вида.
Первая открытка по случаю окончания 2012 года – Года книги. Натурально, никаких книг в этот год туземные инженеры человеческих душ не родили, а вожди не читали. Это был, прямо скажем, не их год.
Зато это был, что уж греха таить, мой год. Просто потому что самой продаваемой в центре Европы книгой стали «Скарбы Беларусi» Олега Лукашевича и Александра Алексеева – проект, которому я, со свойственным мне чутьём и прозорливостью, некогда оказал всестороннюю поддержку.
Другим событием автохтонного kulturbund’а, вне всякого сомнения, стало переиздание произведений королевы детектива Ольги Тарасевич. Белорусских авторов, как правило, не переиздают на родине, если они не покойники, а тут и сценарии, и сериалы на миллионы долларов. Это успех!
О других событиях книжного года умолчу, как и о прочих достижениях туземного культмассового сектора. Говорят, и кино снимали, и балет танцевали, и оперу писали. Всё это можно считать большим творческим успехом, когда б артисты ещё и не пели.
Следующая открытка в стиле luxury. БеларусОв давят уже не тракторами «Беларус», а порш-кайенами. В одной строке милицейского протокола – весь рост благосостояния страны, как на ладони. И хотя правительство упёрлось в своём тупом нежелании платить аборигенам $3/час, прогресс очевиден. Обвала не допустили, от пропасти отвели, войны не было, денег тоже, картошка в буртах, буртов много.
Далее у нас, в лучших традициях глянца, открытка голографическая. Были такие, помните? Наклонишь девушку – она подмигивает, в другую сторону наклонишь – а там сиськи.
Синеокая™ красавица наклонялась исключительно в рамках производственной гимнастики: «если вы в своей квартире – лягте на пол, три-четыре». Никакого постмодернизьма, никакого либерализьма. Полная самобытность, словно пачулей накапали в щи.
От ГТО к олимпийской медали не получилось: Олимпиаду и Лондон просрали вчистую, но зато какие дизайнерские были костюмы! И сейчас не стыдно, хоть на Жданы, хоть на Комаровку.
Последняя открытка из серии «Се вид Отечества: лубок». Историю несчастного, погибшего из-за весёлого пари, все вы, конечно, знаете. Не знаете вы другого. Эта нелепица разом дала ответы на все проклятые вопросы и положила конец дискуссиям вокруг синеокого™ дискурса, этоса и архетипа.
Ибо в этом дурацком случае – краткий курс новейшей парадигмы центра Европы. Все атрибуты налицо. Есть дорога (в философском смысле «путь»). Есть жена (в историческом смысле «Россия») со словами «спорим, не ляжешь». Есть немецкая иномарка (в геополитическом смысле – неумолимый паровой каток либерализма и демократии). Ну, и есть труп. В самом что ни на есть прямом смысле.
Таким образом, белорусская парадигма на 2013—2015 гг. прочерчена с беспощадной прямотой обледенелого шоссе. Или с женой не спорь, или ляжешь на пути прогресса и будешь раздавлен германской машиной. Причём все симпатии синеоких™ беларусОв будут на стороне водителя.
С Наступающим!
Колонка для Naviny.by от 10.XII.2012
Лох педальный или сосут хрустальный?
Публичная жизнь Беларуси синеокой™ легко описывается двумя словами: «мелкотемье и тягомотина». Некоторое оживление в провинциальную скуку привносят милицейские сводки. Но и там зачин незатейлив и однообразен – после совместного распития на фоне внезапно возникшей неприязни...
А потому туземные собратья журналиста Попляшихина вынуждены кормиться от щедрот, извините за выражение, пресс-служб. Которые и сами понимают, что порют хуйню несусветную, но – надо. Редакторская же работа выглядит и вовсе по Г.К.Честертону: «Он взял полосу гранок, пробежал её своими синими глазами, синим карандашом заменил «прелюбодеяние» на «недостойное поведение», а слово «еврей» на «инородца», позвонил и спешно отправил гранки наверх».
И как же было на этом мёртвом фоне не купиться на такую благую весть, как «символ Минска»? Весёлую историю про то, как столицу центра Европы наебали на $30.000, впарив раскрашенную бумажку, отпечатанную на цветном принтере, с удовольствием приняли к публикации все официозные СМИ. Да и подконтрольные оппозиции тож, чего скрывать.
Оно конечно, здесь было бы не грех и постебаться от души, но я пожалею весёлых минских чиновников по причине нескольких лет плодотворной совместной работы под руководством покойного М.Я.Павлова. Народ они, в массе своей, компетентный, а что стали жертвой модных веяний, так с кем не бывает.
И дело тут даже не в откате, как утверждают досужие писаки. Ну, какой нахуй откат с тридцати тысяч грин? Баловство одно. А вот у тех, кто в администрации подсуетил генерал-майору Н.А.Ладутько лондонскую «помойку» с белорусскими корнями таки да, имелся дальний умысел. После обкатки на символике Минска хотели подвести эту шарашкину контору под госзаказ на отмывание имиджа национального лидера. То есть провернуть схему «Лорд Белл-2». А это уже совсем другие цифры. Но гастролёры весьма жидко обосрались, и умысел наебнулся со всей дури.
Советский кинематограф как золотая жила
Смерть Бориса Стругацкого заставила вспомнить, когда же режиссёр Герман закончит фильм по книге АБС. Но в советские времена «умные фильмы» не приносили больших денег, та же ситуация и сегодня, а потому нет резонов торопиться. Советско-российский кинематограф был задуман как супердоходное предприятие, с нормой прибыли 300-1000%.
Ещё в апреле режиссёр Алексей Герман пообещал, что к концу года выпустит на экраны фильм «История арканарской резни» (по мотивам романа братьев Стругацких «Трудно быть богом»). Фильм снимается уже 13 лет, но, возможно, смерть Бориса Стругацкого ускорит процесс сдачи материала – грех упустить шанс хорошо прокатиться в кинотеатрах на волне печального пиара.
«История арканарской резни» в этом случае имеет шанс как минимум окупить расходы – ведь фильмы по мотивам произведений АБС всегда балансировали на грани простого возмещения расходов.
Тут мы подходим к финансовой основе советского, а теперь и российского кинематографа.
Мало какой кинокритик просветит вас на этот счёт. Ведь изначально почти вся культура в СССР была построена на том, что искусство должно приносить деньги. И российская культура, как правопреемница советской, с гордостью продолжает работать по той же схеме.
Все помнят начальную фразу Ленина о «важнейшем из искусств», но почти никто не вспоминает вторую часть его изречения: «Для нас, большевиков, из всех искусств важнейшее кино, потому что денег из бюджета ему давать не надо».
Ну и вообще об отношении Ленина к культуре хорошо говорит такой факт. В январе 1922 года Политбюро предписало закрыть оперу и балет Большого театра. Принято это решение было по настоянию Ленина, который мотивировал закрытие Большого так: «Оставить несколько десятков артистов, чтобы их представления могли окупаться. Сэкономленные миллиарды отдать на ликвидацию безграмотности».
При Сталине (и далее везде) установка «зарабатывать деньги на искусстве» (или – экономить на псевдоискусстве) приняла настоящий размах. Вот, например, выдержка из стенограммы заседания Оргбюро ЦК ВКП(б) от 8 августа 1949 года. Обсуждение второй серии кинофильма «Большая жизнь»:
Read More
Представляя нацию: спорт, зрелища и эстетика в Германии (1926—1936)
«THINGSPIELE» И БЕРЛИНСКАЯ ОЛИМПИАДА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Использовавшиеся республикой эстетические формы были подхвачены, расширены и усовершенствованы в период нацизма. Материальные и человеческие ресурсы, обретшие законный статус благодаря новому Министерству пропаганды и выделяемые нацистами на репрезентацию своего государства, далеко превзошли ресурсы республики. Это не означало, что празднества как таковые стали «лучше», но теперь вопросы публичной репрезентации и пропаганды решались на другой организационной основе. В отличие от плюралистической Веймарской демократии, нацистское государство не допускало альтернативных или оппозиционных взглядов, оспаривающих его полномочия на национальном символическом ландшафте. Самыми известными массовыми мероприятиями, проводившимися нацистами, были партийные съезды в Нюрнберге. Вопреки распространенному ныне мнению, съезды НСДАП не содержали оригинальных с эстетической точки зрения черт. Зато они сочетали и расширяли, часто в беспрецедентных масштабах, хорошо известные элементы, характерные для политических собраний. Праздничные дни в Нюрнберге определялись парадами и — в еще большей степени — народными развлечениями, поскольку организаторы быстро поняли, что развлечения поддерживают людской интерес[96]. Съезды НСДАП обеспечивали национал- социалистическую интерпретацию городского пространства, а также демонстрацию силы, общности и субординации. По сути, эти съезды оставались встречами между лидером и его приверженцами, характерными для домодернистской эпохи. Привлечение внимания к Гитлеру, гулявшему по Нюрнбергу на виду у публики, равно как и требующие много времени изнурительные парады были частью этой концепции[97].
В отличие от съездов, попытки нацистов создать свой собственный массовый театр, «Thingspiel», давно считаются с треском провалившимися. В самом деле, от идеи«Thingspiel» отказались уже через несколько лет, в середине 1930-х. В первые годы Третьего рейха организаторов празднеств завораживала идея вовлечения больших групп людей в массовые зрелища, проводимые под открытым небом на специально подготовленных для этого площадках. Хотя акцентировалась связь «Thingspiel» с античной и немецкой театральными традициями, в нем использовались многие идеи, характерные для культуры общенациональных торжеств того времени, а именно вовлечение масс, хореография тел, общность участников и зрителей. Предпочтение отдавалось площадкам под открытым небом, встроенным в живописный ландшафт. Существовавшее исключительно в Третьем рейхе, движение «Thingspiel» было недолгим экспериментом[98]. Однако в контексте дискуссии о реформировании театрального пространства, массовой хореографии и о единстве различных художественных форм «Thingspiel» выступает как заключительный этап концепций, обсуждавшихся гораздо дольше, чем в период с 1933-го по 1936 год[99]. Это не значит, что движение «Thingspiel» не создало ничего выдающегося, в частности в области архитектурного дизайна театральных площадок.
Контингентность властителя
Согласно той <политической> вульгате, которая веками распространялась по свету, общество без государства, то есть без всего аппарата власти, осуществляющей принуждение — это общество, живущее в ситуации анархии. Термин «анархия» нужно понимать буквально — люди живут как дикари, без религии и без закона, и поэтому никак не могут считаться обществом, но только ордой, быть может, животным стадом, не знающим установлений (institution). Следует сказать, что в этой концепции, которая есть нечто большее, чем идеология, власть принуждения и, прежде всего, исключительная власть одного человека над всеми мыслится как учредительная (instituant) для всего общества (social — букв. «общественного», «общественной жизни» — пер.). Но уже Пьер Кластр показал, что не только общества, существующие без государства, должны быть признаны обществами, но даже и те, которые враждуют с государством. К ним нужно отнести не только те общества, в которых большая часть событий (рождение, переход к взрослому состоянию, брак, болезнь, смерть), все действия и все появления символически кодированы, но также и те, вполне институтивные, в которых есть только один шифр — шифр власти. Такая власть не есть средство принуждения, не есть просто более высокое положение руководителя, но она есть власть более чем высокого положения. Глава такой власти пользуется привилегиями, включая жен и богатство, но только в обмен на дарование речи и «жалований» членам группы — он же требует лишь признания своего величия, и более ничего. Эти слова не образуют никакого обязательного порядка, равно как и богатство такого рода нельзя сберечь — чтобы речь и богатство не стали инструментами коррупции, каковая вообще часто захватывает огосударствленные общества. Именно так и было в обществах, которых в наши дни вроде бы больше не существует. Социальная жизнь, равно как и политическая жизнь, при таком типе символического обмена осуществлялась институционально, а не государственно (никто не мог осуществлять выбор вне института): главное, надо было исключить появление того или иного члена группы как способного осуществить фактическое господство. А фактическое господство тогда мыслится только как овладение другими — через террор, соблазнение, или и то и другое. В этом смысле Кластр и говорит о том, что общество может не принимать никакой государственной власти и быть обществом.
Напротив, в огосударствленных обществах господствует один человек — мы называем его властителем (Despote), употребляя термин, не синонимичный ни тирану (незаконному правителю), ни королю (власть которого узаконена родословной и существующими установлениями). Такой властитель осуществляет, с опорой на помощников (придворных, военных), власть принуждения над обществом. Управление государством подразумевает сосредоточение богатств, которые взимаются одновременно с местного населения через налоги и с соседних земель во время войн, которые чаще всего оборачиваются грабительскими. Общество тогда делится на «грандов» (властитель и его окружение) и «народ», как всех остальных. В такой системе государственным делам всегда угрожает расстройство: из-за соперничества, заговоров, сплоченных действий несогласных и даже гражданских войн, о чём мы скажем свое слово ниже. В этом рок власти: монархия, власть единственного человека, оказывается вписана в рамку анархии.
Read More
Колхозный социум 1930—1980-х гг.: социальная трансформация, идентификация и престиж
Проблеме социальной трансформации крестьянского сообщества в советскую эпоху значительное внимание уделяют М. А. Безнин и Т. М. Димони. По мнению этих ученых, эволюция российского сельского социума 1930—1980-х гг. была типичной для модернизирующегося общества и специфичной в своих проявлениях, так как здесь реализовывался особый тип раскрестьянивания, развивавшийся в рамках колхозно-совхозной капитализировавшейся экономики. Исследователи отмечают, что в колхозный период советской истории происходило формирование новой стратификации сельского социума, в основе которой лежали процессы пролетаризации и формирования протобуржуазных тенденций. М. А. Безнин и Т. М. Димони выделяют следующие основные социальные группы сельскохозяйственного населения: 1) протобуржуазия (председатели колхозов, директора совхозов, директора МТС); 2) протоменеджеры (члены правлений колхоза, бригадиры, заведующие фермами, управляющие отделениями совхоза, зав. складами, приемщики, весовщики и др.); 3) специалисты сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, ветврачи, экономисты, бухгалтера, механики и др.); 4) трудовая аристократия сельского хозяйства — квалифицированные рабочие и колхозники (комбайнеры, трактористы и т. д.); 5) малоквалифицированные рабочие [см.: Безнин, Димони, 2007, 313—315].
Общую характеристику колхозного социума периода 1930-х гг. представила М. Н. Глумная. Исследователь выделяет четыре социальные группы среди колхозников, различавшиеся между собой по социально-экономическому статусу: 1) управленцы — административно-управленческий аппарат колхоза (председатель и члены правления, бригадиры, заведующие производственными участками); 2) специалисты, т. е. люди, получившие специальную подготовку для работы в какой-либо производственной сфере коллективного хозяйства; 3) передовики производства; 4) рядовые колхозники [см.: Глумная, 2005, 268].
Исследователь В. А. Бондарев считает, что в СССР не существовало колхозного крестьянства как класса. По мнению автора, применительно к периоду конца 1920-х — начала 1950-х гг. колхозное крестьянство являлось тяглово-податным сословием, целенаправленно сформированным государством, с четко определенными и юридически закрепленными правами и обязанностями, а также экономической и социальной функцией в социалистическом обществе по производству сельскохозяйственной продукции, подготовке социально-трудовых ресурсов для нужд социалистического строительства и, в силу этого, обладающим специфическими характеристиками коллективной психологии (менталитета), культуры и быта. Колхозное крестьянство представляло собой транзитивную, переходную общность. Переход заключался в социальном развитии крестьянства к наемным сельскохозяйственным рабочим, однако он не был завершен в связи с распадом СССР [см.: Бондарев, 2005, 272, 279—280].
Социальным процессам на селе периода 1960—1980-х гг. посвящены работы С. Г. Карпова. Исследователь отмечает, что с утратой традиционных крестьянских черт колхозники превращались в особую социальную группу, в рамках которой, в свою очередь, происходили процессы дифференциации. Автор приходит к выводу, что социальные процессы, происходившие в указанный период, свидетельствуют о завершении трансформации аграрного общества в индустриальное, где колхозному крестьянству уже не было места [см.: Карпов, 2005, 289—291].
Read More