Интервью «Народной воле»

Солдаты той войны...

NV exclusive   Аўтар: Ирина МАЛЬЦЕВА I 29 снежня 2012 г. 16:19Image 70073

Не будет преувеличением сказать, что последние десятилетия в Беларуси шла нескончаемая война. Информационная. На уничтожение. Власть делала все возможное и невозможное, чтобы дискредитировать, растоптать, уничтожить своих оппонентов.

Один из самых ярких солдат той войны дослужился до самых высоких постов — возглавил Белтелерадиокомпанию, стал сенатором. Однако после президентских выборов 2010 года лишился всех постов и сегодня работает в России. На вопросы “Народной Воли” ответил Александр Зимовский.

— Александр, когда-то вы удачно сформулировали главный слоган официальной политики: “Чарка, шкварка, иномарка”. Сейчас, спустя годы, хотелось бы, чтобы оценили этот рецепт счастья по-белорусски. В чем оказались его главные плюсы, в чем минусы?

— В целом слоган оказался удачнее всех прочих. Он благополучно пережил такие шедевры агитпропа, как “Жыве Беларусь!”, “За Беларусь!”, “За сильную и процветающую Беларусь!”. Возможно, потому, что мой рецепт счастья оказался реально осязаемым. Его ингредиенты можно пощупать, пожевать, пригубить, хряпнуть, на них можно кататься. Это плюсы.

Минус в том, что это приговор пресловутой белорусской духовности, этакий трансфер книжек Быкова и Купалы с Коласом в местную версию потреблятства. Сдай макулатуру — получи талончик на “корч” и катайся. Правда, это мировой тренд, так что плакать не надо.

И еще. Было бы нечестно закрыть глаза на то, что “чарка, шкварка, иномарка” позорно и возмутительно подорожали и начинают проходить по разряду белорусского luxury. А этот тренд ведет напрямую в барак, где Андрей Соколов, герой кинофильма “Судьба человека”, делил пайку, полученную от коменданта лагеря.

— Вы активно участвовали в информационных войнах на стороне власти, а сейчас в своих колонках любите посмеяться над белорусским чиновничеством. Что изменилось: вы, чиновники, взгляды на жизнь?

— Строго говоря, в информационных войнах участвовали другие. Я всего лишь разрабатывал сценарии, планировал и доводил дело до победы. Меня, собственно, для этого и нанимали.

И вовсе я не смеюсь над чиновничеством. Многие государственные служащие — мои добрые знакомые, соратники и мои выдвиженцы. Как правило, люди честные, компетентные, хорошо вышколенные и с незашоренными мозгами. Смешно и стыдно наблюдать, когда их делают идиотами в квадрате. Но и этому есть объяснение.

Чиновники не понимают, что происходит, они дезориентированы. Им невозможно планировать карьеру, невозможно уйти в бизнес, нет гарантий. Зарплата смехотворна, вы представить себе не можете, как унизительно себя чувствует любой белорусский чиновник при встрече, ну, хотя бы с российскими коллегами. Добавьте сюда тщательно культивируемое в СМИ неуважение и даже ненависть к госаппарату, и вы поймете, почему качество госуправления неуклонно снижается. А я всего лишь публично фиксирую эту деградацию и стараюсь, чтобы это, по возможности, было забавно и по-доброму. У людей и так мало радости, они мои тексты прочтут и улыбнутся.

Так что взглядов я не менял — без лести предан. Прямота, искренность, резкость, я на этом состоялся и как автор, и как начальник, это мой социальный капитал. Уважение к власти не в том, чтобы слепо врать подчиненным и своим коллегам. И потом, не скрою, мне симпатична эта юная синеокая модель, и я лишь деликатно намекаю, что ей следует более лучше одеваться. Надеюсь, читателям “Народной Воли” этот мем знаком.

— Почему все-таки вы ни разу не пригласили оппозиционеров в свои авторские программы и в эфир БТ? Неужели это действительно такая большая угроза для существующей власти?

— Это не угроза для власти, это вопрос понятий, пацанский вопрос, как у нас в России говорят. Оппозиционеры патологически ненавидят Александра Григорьевича Лукашенко. Почему он должен подставлять им правую или левую щеку? Вы скажете: “Ну, он же сильный, что ему стоит?” Однако в белорусской политике библейские притчи неприменимы. Народ-богоносец не поймет, здесь слабого ногами топчут, а потом друг друга жрут и тем сыты бывают.

Что до приглашения в эфир от меня лично, то здесь еще проще. Вы справедливо упомянули, что мы вели информационные войны. На войне у противника есть один шанс попасть в эфир противоборствующей стороны — надо стать перебежчиком. Унижать оппонентов предложением переметнуться прямо в эфире было бы невежливо, а даром отдать им информационное поле — глупо. Вот так и не встретились.

— Пару слов о себе. Чем сейчас занимаетесь, как часто бываете в Беларуси, чем занимаются дети?

— Дети у меня, как у президента России В.В.Путина, учатся и отчасти работают. Я их не тороплю на свершение трудовых подвигов. Сам же я консультирую питерских товарищей по вопросам ведения информационных войн, и, надо сказать, за последние два года они достигли в этом поразительных успехов. Хороший медиа-консультант — он как семейный доктор, знаете ли. Так что когда болезни обостряются, я в Питере. А как кризис миновал — или в Минск, или на воды.

— Традиционный новогодний жанр — политический прогноз. Каков прогноз Александра Зимовского?

— Вот вы меня наповал бьете этим вопросом. Не занимаюсь я белорусской проблематикой вплотную, поэтому возможны аберрации. Не сделаю большого открытия, сказав, что белорусская публичная политика уйдет в Сеть и, похоже, не вернется. Идеология продолжит разваливаться. Власть сделает как минимум три-четыре большие глупости, которые, теоретически, смогут породить локальные стихийные бунты. Они будут подавлены, но не исключаю хотя бы одного убийства, которое можно будет раскрутить как политическое. Рубль упадет, водка подорожает, сало тоже...

Источник

Зачем вам, граждане, чужая Аргентина? Вот вам история каховского раввина..

В Буэнос-Айресе — столице второго по величине государства Латинской Америки — идут кровопролитные бои. Число жертв достигло 14 человек. Президент страны объявил чрезвычайное положение. В отставку подало правительство.

Голодные бунты в Аргентине начались после того, как правительство приняло жесткие меры в связи с ухудшающимся экономическим положением, заморозив личные счета граждан, ограничив снятие денег через банкоматы. После этого денежная система Аргентины практически рухнула, так как по стране стали появляться бартерные клубы, где, например, сапожник мог обменять изготовленную обувь на хлеб.

«Отцом» реформ в Аргентине является министр экономики Доминго Ковалло. Его отставки в первую очередь потребовали жители страны. Средства массовой информации указывают, что ограничительные меры были приняты правительством Аргентины в связи с требованиями МВФ, поставившего сокращение расходов условием предоставления дальнейших займов. При этом недавно экономическая модель развития Аргентины называлась «аргентинским чудом» и предлагалась как образец для стран с переходной экономикой, в том числе России. Большинство местных экономистов полагают, что Аргентине грозит катастрофический дефолт по внешним платежам и девальвация песо по отношению к доллару.

Волнения начались в Патагонии и распространились на всю страну.
Правительство Аргентины направило 400 пограничников в патагонскую местность Барилоче после актов насилия и разграбления местных супермаркетов и компаний в среду. Об этом заявил по национальному телевидению шеф кабинета Хуан Мануэль Абаль Медина. Раннее десятки людей в масках, вооруженных палками и камнями, ворвались в 2 супермаркета. Требования дать населению еду и предметы потребления на рождество вылились в бунты и разгромы магазинов.
По первым сообщениям, нападавшие, в основном подростки, приехали из соседних бедных кварталов и принялись разбирать в магазинах еду, алкоголь и телевизоры. Прибывшие на место полицейские были встречены градом камней со стороны тех, кто прикрывал убегавших с тележками, полными товаров.
Разграбление магазинов, начавшееся в среду в супермаркете, принадлежащем «Уолмарту», быстро распространилось на другие бедные районы, и оставшаяся в меньшинстве полиция отбивалась дубинками и резиновыми пулями. Муниципалитет заявил, что у него нет достаточного числа полицейских, чтобы контролировать ситуацию.

Разгромленный магазин «Чангомас» расположен неподалеку от Нуэстрас-Мальвинас, одного из беднейших районов Барилоче. До этого велся диалог между нападавшими и персоналом супермаркета, который готовился к раздаче рождественских корзин, как это было обещано накануне местными властями. Однако ситуация стала быстро ухудшаться, подростки в масках ворвались в магазин и принялись выносить товары. Это выглядело как организованное нападение. Женщины (некоторые из них с детьми) выносили еду, мужчины – выпивку, а подростки – телевизоры, велосипеды и брендовую одежду. Отсутствие быстрой реакции со стороны полиции и боязнь местных политиков прибегнуть к репрессиям вдохновили еще большую группу людей вновь напасть на супермаркет. Несколько припаркованных машин были сожжены.
Точно так же толпы направились к другим компаниям, мини-маркетам, мясным и хлебным магазинам в районе. Действия людей были всюду одинаковыми: в основном подростки врывались вовнутрь, и люди защищали тех, кто вывозил тележки с товарами.

Хотя инциденты вспыхнули неожиданно, уже раньше ходили слухи, что что-то назревает. Мэр от правящей партии президента Киршнер, Омар Гойе, был предупрежден жителями другого бедного пригорода и распорядился выдать корзины с товарами семьям, чтобы охладить ситуацию.Барилоче был пощажен вулканическим пеплом, который покрыл большие районы аргентинской Патагонии, убив полмиллиона овец и вызвав отчаяние зимой 2011 года. Однако район на многие месяцы оказался отрезан, и власти страны, провинции и города распределяли социальную помощь. Однако она закончилась, и обитатели трущоб предупреждали, к чему это может привести.Несколько месяцев назад местное индейское население пыталось сбросить статую генерала Роки в центре Барилоче. Индейцы-мапуче считают его виновником геноцида их предков.

Отношения между полицией и жителями трущобных кварталов напряжены после того, как в 2010 г. трое подростков были убиты в ходе демонстрации, закончившихся кровавыми столкновениями с силами безопасности.2 человек были убиты в аргентинском городе Росарио, когда на город распространилась волна разгромов магазинов. Полиция использовала слезоточивый газ и резиновые пули в попытке остановить сотни людей, напавших на супермаркет в окрестностях столицы страны Буэнос-Айреса. Другие инциденты произошли в Росарио в центре страны и в северной провинции Чако.Правительство обвинило в происшедшем оппозиционные профсоюзы (те отрицают причастность и угрожают подать на правительство в суд за клевету).
Аргентинское телевидение показывает кадры людей (многие из них с замаскированными лицами), которые забрасывают полицию камнями и пытаются ворваться в магазины и супермаркеты.

Нападения на магазины напомнили о волне насилия, которая прокатилась по Аргентине во время экономического кризиса 2001 года, когда безработные штурмовали супермаркеты. Однако секретарь по национальной безопасности Серхио Берни заявил, что на сей раз люди растаскивают плазменные телевизоры и стереосистемы и не движимы бедностью. «Это часть Аргентины, которая хочет ввергнуть страну в хаос и насилие, – утверждал он. – Но эта Аргентина уже не та. Что в 2001 году».
О новых нападениях сообщили из промышленных городов Кампана и Сарате в провинции Буэнос-Айрес, в Ресистенсии на севере и перед супермаркетом «Карфур» в Сан-Фернандо на окраинах столицы. Полицейский спецназ сумел отразить последнее из нападений, но небольшие магазины и киоски в пригороде были разгромлены. «Это было хорошо организовано, – заявил мэр Сан-Фернандо Луис Андреотти. – Кто-то все это начал, чтобы посеять атмосферу страха». Губернатор провинции Буэнос-Айрес Даниэль Шиоли также утверждал, что бунты политически мотивированы.
Однако профсоюзный лидер Уго Мойяно, выступающий против экономической политики правительства, отверг обвинения правительства. «Это, очевидно, вызвано тяжелой ситуацией, с которой сталкивается народ Аргентины. Не могу даже представить себе, что такое кем-то организовано», – заявил он.

Источник

Колонка для Naviny.by от 24.XII.2012

Лягут ли беларусы под немецкие танки?

Предполагается, что лимит переворотов и революций для синеокой™ исчерпан. С этим некому спорить: пятая колонна окуклилась, а народ-богоносец, как водится, безмолвствует и от безделья режет сам себя.

Оно и к лучшему. Ибо единственная широко известная в центре Европы великая бескровная революция так плавно перешла в кровавую гражданскую войну, что никто и ахнуть не успел. В общем, революции здесь тема малоприятная. Впрочем, и сам я регулярно говорю и пишу вещи, неприятные для публики, ибо если не я, то кто и т.п. 

Однако перед Рождеством и Новым годом принято говорить о хорошем. Also, я собираюсь сейчас раздать несколько прелестных глянцевых открыток гламурного вида.

Первая открытка по случаю окончания 2012 года – Года книги. Натурально, никаких книг в этот год туземные инженеры человеческих душ не родили, а вожди не читали. Это был, прямо скажем, не их год.

Зато это был, что уж греха таить, мой год. Просто потому что самой продаваемой в центре Европы книгой стали «Скарбы Беларусi» Олега Лукашевича и Александра Алексеева – проект, которому я, со свойственным мне чутьём и прозорливостью, некогда оказал всестороннюю поддержку.

Другим событием автохтонного kulturbund’а, вне всякого сомнения, стало переиздание произведений королевы детектива Ольги Тарасевич. Белорусских авторов, как правило, не переиздают на родине, если они не покойники, а тут и сценарии, и сериалы на миллионы долларов. Это успех!

О других событиях книжного года умолчу, как и о прочих достижениях туземного культмассового сектора. Говорят, и кино снимали, и балет танцевали, и оперу писали. Всё это можно считать большим творческим успехом, когда б артисты ещё и не пели.

Следующая открытка в стиле luxury. БеларусОв давят уже не тракторами «Беларус», а порш-кайенами. В одной строке милицейского протокола – весь рост благосостояния страны, как на ладони. И хотя правительство упёрлось в своём тупом нежелании платить аборигенам $3/час, прогресс очевиден. Обвала не допустили, от пропасти отвели, войны не было, денег тоже, картошка в буртах, буртов много.

Далее у нас, в лучших традициях глянца, открытка голографическая. Были такие, помните?  Наклонишь девушку – она подмигивает, в другую сторону наклонишь – а там сиськи.

4cd508922242fe2d268d7a0d0552ae9e_600

Синеокая™ красавица наклонялась исключительно в рамках производственной гимнастики: «если вы в своей квартире – лягте на пол, три-четыре». Никакого постмодернизьма, никакого либерализьма. Полная самобытность, словно пачулей накапали в щи.

От ГТО к олимпийской медали не получилось: Олимпиаду и Лондон просрали вчистую, но зато какие дизайнерские были костюмы! И сейчас не стыдно, хоть на Жданы, хоть на Комаровку.

Последняя открытка из серии «Се вид Отечества: лубок». Историю несчастного, погибшего из-за весёлого пари, все вы, конечно, знаете. Не знаете вы другого. Эта нелепица разом дала ответы на все проклятые вопросы и положила конец дискуссиям вокруг синеокого™ дискурса, этоса и архетипа.

Ибо в этом дурацком случае – краткий курс новейшей парадигмы центра Европы. Все атрибуты налицо. Есть дорога (в философском смысле «путь»). Есть жена (в историческом смысле «Россия») со словами «спорим, не ляжешь». Есть немецкая иномарка (в геополитическом смысле – неумолимый паровой каток либерализма и демократии). Ну, и есть труп. В самом что ни на есть прямом смысле.

Таким образом, белорусская парадигма на 2013—2015 гг. прочерчена с беспощадной прямотой обледенелого шоссе. Или с женой не спорь, или ляжешь на пути прогресса и будешь раздавлен германской машиной. Причём все симпатии синеоких™ беларусОв будут на стороне водителя.

С Наступающим!

Сущность советского строя

Особенность советского строя, не предусмотренная никаким Гегелем, заключалась в том, что в ходе Октябрьской революции Рабы изгнали Господ, но гражданами не стали.

Почему так произошло? Дело в специфической форме промышленного производства. Крестьянин, изгоняющий феодала, становится собственником своей земли. Горожанин, изгоняющий графа, становится гражданином средневекового города-государства.

Но рабочий, изгнавший акционера своего предприятия, не в силах стать гендиректором. При этом предприятием все равно должен кто-то управлять. В условиях развитого капитализма рабочий вполне по Гегелю постепенно превращается в совладельца предприятия, получает вознаграждение не только деньгами, но и акциями. Тем самым противоречие между трудом и капиталом снимается.

Но советские создали систему государственного капитализма, в рамках которой Рабами стали управлять другие Рабы. Возникла система двойного рабства, когда рабочим-рабом стал руководить раб-директор.

Почему, спрашивается, директор в такой системе раб? Он же начальник? Все так. Но в СССР директора можно было совершенно свободно поставить к стенке в любой момент. И он ничем не владел.

Возникли целые сословия высокопоставленных рабов. Например, рабы-спортсмены. Пока человек бегал или тягал штангу, он получал «стипендию». Как только уходил из спорта – выбрасывался на помойку, на нищенскую пенсию. Помню дикую историю армянского штангиста, после героической спортивной карьеры загибавшегося в безызвестности. Армянские Уважаемые Люди собрались и решили поддержать несчастного, назначив его директором шашлычной. Бывший олимпийский чемпион быстро пошел в гору. Смешно? Но это стандарт.
Read More

Генри Киссинджер – архитектор Нового мирового порядка

Доктор Генри Киссинджер

В силу гигантского многообразия хорошо обоснованных причин в глазах миллионов людей доктор Генри Киссинджер выглядит одной из самых зловещих личностей, которых ещё носит или когда-либо носила земля. Проблема с восприятием доктора Киссинджера как «зла» в том, что внутри каждого из нас сидит маленький доктор Киссинджер, которому не хватило питания, чтобы вырасти до высот пользования сатанинскими благами, которых достиг доктор Киссинджер.

Киссинджер, без преувеличений, не лучше Гитлера, и надо быть очень близоруким, чтобы рисовать себе моральное превосходство Генри Киссинджера над Гитлером. Идеалы доктора Киссинджера абсолютно так же смертоносны, но применительно к другим демографическим категориям.

Как и его заместитель и подчинённый в Новом мировом порядке, Б.Х. Обама, Киссинджер получил Нобелевскую премию мира – явное свидетельство Оруэлловского мира, контролируемого олигархической пропагандой. Любой здравомыслящий человек теперь рассматривает Нобелевскую премию мира как омерзительный значок убийцы – печать бесовского пиршества, стремящегося к устроению самого мрачного за всю историю порядка для человечества. Среди мнений, изложенных доктором Киссинджером, есть идея о том, что пожилые являются бесполезными иждивенцами – вот каков «мир» Нобелевской премии, а ведь доктор Киссинджер уже стар, и по-прежнему переводит пищу.

«Пожилые – ненужные едоки». (Генри Киссинджер, цитата из книги «Последние дни»)

«Военные – «глупые, тупые животные, которых надлежит употреблять в качестве пешек во внешней политике». (Генри Киссинджер, цитата из книги «Последние дни»)

«Депопуляция должна стать наивысшим приоритетом внешней политики по отношению к третьему миру, потому что американской экономике потребуются большие и растущие объёмы полезных ископаемых из-за рубежа, особенно из менее развитых стран». (Генри Киссинджер, Меморандум-200 о национальной безопасности, датированный 24 апреля 1974 года)

«Сегодня американцы были бы в ярости, войди войска ООН в Лос-Анджелес для восстановления порядка; завтра они будут благодарны. Это было бы ещё большей правдой, если бы им сказали, что есть внешняя угроза извне – реальная ли, или провозглашённая – которая угрожает самому нашему существованию. И вот тогда все народы мира будут умолять мировых лидеров избавить их от этого зла. Единственное, чего боится каждый – неизвестность. Будучи представленными этому сценарию, люди с охотой откажутся от личных прав, лишь бы их мировое правительство гарантировало им их благополучие». (Генри Киссинджер, выступление во французском Эвиане на встрече Бильдербергского клуба 21 мая 1992 года. Речь Киссинджера без его ведома была записана швейцарским делегатом собрания)

«Власть – самый сильный афродизиак». (Генри Киссинджер, цитата из книги «Последние дни»)

Итак, дорогой наш сэр доктор Киссинджер, у вас и впрямь нет чести? Сэр?
Read More

Доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность»

Фонд развития гражданского общества представляет доклад «Новая протестная волна: мифы и реальность».

Предметом исследования стали митинги оппозиции, прошедшие в Москве и российских регионах за период с декабря 2011 по осень 2012 года. Отдельно проанализированы альтернативные форматы протестного движения, ранее нехарактерные для России (автопробеги, «прогулки», «оккупаи» и т.д. ).

При подготовке доклада использованы результаты социологических исследований, проведенных как в ходе протестных акций, так и по их итогам ведущими российскими социологическими службами: Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Аналитическим Центром Юрия Левады («Левада-Центр»). Изучая альтернативные форматы протестного движения, авторы использовали материалы исследования О.Крыштановской, проведенного 11 мая 2012 года среди участников акции у памятника Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре в Москве.

Доклад содержит материалы фокус-группового исследования, проведенного ВЦИОМ в ноябре текущего года специально по заказу Фонда развития гражданского общества с целью выяснить политические установки протестующих, электоральные предпочтения, отношение к прошедшим и будущим акциям. В рамках исследования проведено 6 фокус групп, по 2 группы в рамках каждой из трех целевых аудиторий:

  • «активные участники протестов» — москвичи, принимавшие участие не менее, чем в двух крупных протестных акциях за последний год и намеренные в дальнейшем участвовать в протестах;
  • «бывшие участники протестов» — москвичи, принимавшие участие не менее, чем в двух крупных протестных акциях за последний год, но не намеренные посещать их в обозримом будущем;
  • «будущие участники протестов» — москвичи, не принимавшие участия в протестах в последний год, которые выразили уверенную готовность стать участниками предстоящих протестных акций.

В докладе также исследуется динамика протестной активности. Авторы прослеживают трансформацию структуры протестного движения, вводя собственную классификацию основных групп, представленных в протестном движении, а также анализируют эволюцию координирующих органов оппозиции.

Авторы доклада обобщили и исследовали протестные акции не только в Москве, но и в субъектах Российской Федерации, собрав базу митинговой активности зимы 2011 — осени 2012 года.

Эксперты фонда проследили трансформацию политических установок участников акций за прошедший год. Показаны ключевые лозунги протестующих, проанализирован состав спикеров, итоговые требования и манифесты, отношение протестующих к лозунгам и риторике основных ораторов.

Особое внимание уделено развитию и отражению протестной волны в медиа-пространстве. Проанализированы упоминания по каждой акции в печатных и электронных СМИ, а также в сети интернет. В докладе показано, как менялось внимание и отношение журналистов, блогеров и интернет-пользователей к протестным акциям.

В качестве приложения приводятся отдельные публикации, таблицы, графики, схемы и комментарии к ним, не вошедшие в основную часть доклада, но, тем не менее, представляющие интерес для отдельных категорий читателей.

Основные выводы

Read More

Мигель Денис Норамбуэна: «Мы не могли оценить, насколько хорошо мы действовали»

«Очищение» политического воображения, «ускоренный» переход к действию ─ особенность латиноамериканского опыта сопротивления диктатуре. Каковы истоки такого вкуса к действию?

Мигель Д. Норамбуэна — писатель, директор центра-приюта для людей с тяжелыми нарушениями психики.

Мигель Д. Норамбуэна родился в Англии, школьные годы провел в Чили и Бразилии. В 1969 году поступил в Школу Изобразительных искусств в Чилийском Университете, в 1970 г. уехал из Сантьяго и жил среди индейцев мапуче, в 1973 г., вскоре после переворота, совершенного Пиночетом, был арестован. Бежал из-под ареста и попросил убежище в Швейцарии. В 1976 году встретил в Париже Дэвида Купера — основателя, наряду с Рональдом Лэйнгом, движения антипсихиатрии, который приобщил Мигеля к дисциплине «терапевтического слушания». В то же время учился в Высшей школе социальных наук в Париже по специальности «социальная психопатология» и участвовал в семинарах Феликса Гваттари. Около 30 лет назад открыл в Женеве свой центр «Ракар» — приют для людей, страдающих тяжелыми психическими нарушениями. В

2009 — 2010 гг. жил в Москве и принимал участие в работе группы «Опера» на базе психиатрической больницы им. Ганнушкина.

─ Предыдущий президент, Сальвадор Альенде, был социалист, и его советники не верили, что военные способны совершить переворот. Это было очень неправильно: в истории Чили было много военных переворотов, и военные занимали не последнее место. Но Альенде был совершенным конституционалистом и недооценивал их роль. За его спиной, в течение трех лет его правления, военные при помощи американцев готовили переворот. Это был процесс, это не было разовое действие. Практически, переворот начался тогда, когда Альенде пришел к власти.

Когда он пришел к власти, в самом начале, против него выступали олигархи и правые. Они вели очень успешную деятельность — постоянно пугали всех коммунистами, тем, что Альенде коммунист (хотя он им не был), что его правительство коммунистическое: коммунистов никто не любил. Вся страна разделилась на две части — ультраправых и ультралевых. Ультраправые постоянно устраивали какие-то акции и события, обвиняя ультралевых. Например, они говорили, что при Альенде чилийских детей будут отправлять в Москву. И взрослых будут отправлять. Говорили, что отнимут частную собственность у тех, у кого она есть. Москва очень всех пугала. И как минимум 60% людей были охвачены этим жутким страхом перед коммунистами, которых для них олицетворял Альенде. Как раз в это время, когда ситуация для переворота была очень подходящая, военные его и осуществили. Они были вместе — олигархи, правые, военные.

─ Насколько люди Вашего круга ожидали, что такое может случиться?

─ Это было скорее неожиданно. Правительство Альенде постоянно говорило, что все проблемы будут решены, что парламент будет их решать (в парламенте было большинство сторонников Альенде).

─ Что обсуждалось в Вашем кругу? Как Вы попали в эту протестную деятельность?

─ Переворот был очень быстрый и очень эффективный, военные были абсолютно везде. Все были совершенно дезориентированы и потеряны.

─ Что происходило в городе?

─ Это была военная оккупация. На улицах повсюду была политическая и военная полиция, везде искали оппозиционеров (Пиночет разделил полицию на много разных структур, в частности, была политическая полиция). Останавливали все машины, со всех сторон. Врывались в офисы, арестовывали или проверяли людей. Это был совершенный хаос, везде. Повсюду были военные, которые во все лезли. Люди прятались и очень боялись. Их арестовывали и везли на стадион, потому что не хватало тюрем. Стадион был полон арестованных.

─ Что с ними потом произошло?
Read More

Колонка для Naviny.by от 3.XII.2012

Утопит ли правительство Лукашенко?

Борисов – город моей туманной юности, – становится полем интереснейшего социального эксперимента. Даже двух социальных экспериментов.

Вы въехали – мы толкуем о новых инициативах власти: запрете на производство «чернилка» и возрождении института горнозаводских крестьян. Борисов представляется мне идеальной отправной точкой краткого анализа этих новелл, достойных включения в Кодекс Юстиниана.

Когда пресловутая пятая колонна заводит разговоры о смене «крывагага рэжыма», то напрочь забывает о классовом характере политической борьбы. Между тем стоит лишь принять во внимание классовую структуру современного центрально-европейского общества, и всё станет на свои места.

Also, Беларусь синеокая™ это чисто сельская страна в классовом понимании. Её трудящиеся, интеллектуалы, чиновничество всех мастей, военные, полиция – это крестьяне, взятые из деревень для исполнения необходимых для выживания термитника общества функций. Не суть важно, стоит ли крестьянин при этом у станка, винтит на митингах крестьянских детей или отирается у калiдорах «злачыннай улады». Поскреби любого белорусского политика, рафинированного чиновника и/или фрондирующего интеллектуала – и  найдёшь запуганную деревенщину.

Историческая заслуга Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в том, что он кладёт на алтарь Отечества своё неуклонное стремление вырвать туземцев из идиотизма деревенской жизни. Железной, так сказать, метлой загоняет в счастье синеоких™ обывателей, погрязших в пьянстве, праздности и разврате. А в последнее время ещё и поклоняющихся истово Золотому тельцу (ударение, друзья мои, ударение). C таким матерьяльцем, сами понимете, путь вождя непременно будет тернист и небезошибочен. А тем временем братья-поляки уже шлют голодающим братьям-беларусам продуктовые посылки.

Взять тот же запрет на производство «чернила». Первое его следствие – дефицит сахара. Почему? «Потому что водочка дорогая», — объяснял как-то Глава государства, не помню уж какому из своих премьеров, основы самогоноварения. Остальное – геморрой финансистов пополам с идеологами. Нам же самое время перетереть за Борисов.

Борисов, кто не знает, город эпического размаха и невероятной жизненной силы. Этакая некрасовская народная мощь. «Он до смерти работает, до полусмерти пьёт», — это про Борисов, практически.

В золотые брежневские годы самым популярным рабочим лозунгом в нашем городе был отнюдь не лозунг «Экономика должна быть экономной». Гораздо чаще в цехах гремело: «Лучистое» завезли!».

Здесь помнят случай, когда комиссии, заявившейся как-то проверять работу второй смены на заводе БАТЭ, и не заставшей почти никого, старый мастер сказал, как партиец партийцам: «Так уже ж полдвенадцатого» (смена тогда у нас заканчивалась в первом часу ночи).

В ходе пресловутых антиалкогольных новаций М.С.Горбачёва самогон в Борисове гнали все – от простых рабочих и крестьян до учителей, врачей, партхозактива и офицеров штаба 7-й Гвардейской танковой армии. А ведь были ещё прапорщики!

Есть все основания предполагать, что именно в Борисове родится новый тип синеокого™ пролетария, которому нечего терять, кроме своих цепей. Для этого новорожденному пролетарию не придётся даже упираться – ему досточно войти в ту заводскую проходную, что в люди вывела меня (см. аву, потом не будет, хе-хе).

Но, смахнув непрошеную ностальгическую слезу, ложимся на краткий курс синеокой™ фрикономики. Если трудящемуся не платят достойно ($1000, как здесь, в России) за труд (в синеокой™ реальная зарплата суть изощрённое издевательство, осуществляемое с особым цинизмом), ergo, трудящемуся полагается компенсация.

То есть возможность беспрепятственно по мелочи красть на работе (несуны) и гнаться за длинным рублём (рвачи/летуны), либо возможность использовать бОльшую часть рабочего времени для побочного заработка (шабашки и/или халтурки). И, натурально, много пива и доступных плодововыгодных вин, чтобы отцы и/или матери семейств не меняли на водку хрусталь, ковры и прочее свое богатство, нажитое честным непосильным трудом при благословенных генсеках прошлого столетия.

Прежде, чем реанимировать Указ от 26 июня 1940 года, людям надо что-то дать. Уже не первый год я взываю к разуму: минималка $3 в час спасёт Беларусь. Заплатите людям эти небольшие деньги, и можете потом сколько угодно пороть взрослых на конюшнях и драть детей на сеновалах, никто слова худого поперёк не скажет, я гарантирую это.

В противном случае спасение страны одно – консолидирующий патриотический нацпроект из области спорта высших достижений. Зрелища, так сказать, но без хлеба. И назовём мы это, ну, скажем, «Галодныя гульнi». А там как пойдёт.

Пули вместо выборов

Эпитафия «мирной революции»

Чили 1973 года накануне сентябрьских событий во многом вызывает в памяти 1936 год в Испании: избранное народом правительство, опирающееся на поддержку промышленного пролетариата и сельской бедноты; напряженность и неуверенность в рядах левой интеллигенции, ожидающей в любой момент известий о мятеже генералов, которым надлежит дать отпор с оружием в руках; истерия среди лавочников, мелкой и крупной буржуазии, также ждавших выступления военных, молившихся о перевороте, который прекратил бы «этот кошмар», вновь поставил бы «ротос» (оборванцев) на место, вернув Чили «законным владельцам». А из трущоб, купленные на деньги банкиров, промышленников, латифундистов и... американского посольства, сотни громил-люмпенов устремились в городские центры. Фашистские погромщики из «Патриа и либертад» блокировали улицы и убивали водителей, подвозивших в рабочие кварталы отчаянно необходимое продовольствие. Начнется путч сегодня или завтра? Кто начнет его? И чем он закончится? Эти вопросы возникали и повисали в воздухе, оставаясь без ответов. Каждое утро, на заре, рабочие старались урвать хоть минуту отдыха после еще одной бессонной ночи «боевой тревоги», объявленной КУТ — Единым профцентром трудящихся.

Утром 11 сентября генералы решили, что пришел их черед. Хунта начала мятеж против президента, избранного народом. Командование флота, которое буквально накануне провело чистку среди моряков, настроенных в пользу конституции, взбунтовалось и захватило контроль над Вальпараисо — морскими воротами Сантьяго. Командование военно-воздушных сил бросило авиацию на президентский дворец. После ожесточенного сопротивления глава государства и его соратники были зверски убиты.

Военный переворот — не изолированный акт. Он явился кульминацией в цепи насилия со стороны правых на протяжении последних месяцев. В этот период ультраправые террористические группы убивали рабочих, взрывали общественные здания. Политиканы из Христианско-демократической и Национальной партий объединились в попытках поставить вне закона избранное народом правительство. Чистки в рядах вооруженных сил и вынужденные отставки офицеров-лоялистов готовили почву для переворота.

Альенде вечно будут помнить за его решительные усилия изменить систему несправедливости, создать более демократическое общество. Его мужество и преданность делу социального освобождения навсегда останутся знаменем для тех чилийцев, которые сегодня поднимаются на борьбу против военной диктатуры и уже ведут эту борьбу. Для них Альенде не только символ более справедливого и человечного общества, но и настоящий народный вождь. Отказ под дулом автоматов подчиниться грубой силе, решимость погибнуть, но не сдаться, будут вдохновлять миллионы мужчин и женщин, продолжающих благородное дело Альенде.

За первые полтора года пребывания у власти правительство Альенде провело ряд эффективных реформ. Крупные поместья подвергли экспроприации, принадлежащие иностранцам рудники были национализированы. Банки поставлены под контроль государства. Население страны давно ожидало этих справедливых мер, и понятие «виа чилена» — чилийский путь — как свидетельство возможности достичь радикальных изменений в обществе мирным путем, получило большую популярность.

Однако главные испытания были впереди. По мере того, как росли власть и авторитет рабочих и крестьян, усиливались их требования распространить процесс национализации и на промышленность, торговлю, сферу обслуживания. Однако уже в начале 1972 года стало ясно, что именно те аморфные слои, которые социологи именуют «средними классами», не согласятся на подобного рода национализацию, даже если ее и потребует большинство избирателей. «Средние классы» занимали относительно нейтральные позиции, пока объектом действий правительства оказывались иностранные монополии, крупные латифундисты. Но когда рабочие начали занимать фабрики, предпринимая попытки установить более справедливую заработную плату, сократить разрывы в социальном положении, когда мелкие буржуа поняли, что их иллюзорные надежды стать когда-нибудь «капитанами» промышленности или торговли рушатся под напором коллективных действий рабочих, они с яростью обрушились на правительство.

Энергию, с которой средние мелкобуржуазные слои бросились в бой, нельзя удовлетворительно объяснить ни падением доходов, ни потерей материальных благ. Фактически многие из названных групп выиграли в материальном смысле в итоге реализации правительственной политики перераспределения. Однако мистике собственности, надеждам подняться вверх по социальной лестнице был нанесен сильный удар. Как объяснил нам один сторонник христианских демократов: «Под угрозой оказался наш образ жизни. Что толку в самой жизни, если “ротос” подняли голову и отстаивают свои, чуждые мне, законы и привычки?» Владелец фабрики средних размеров воскликнул: «Мы окружены. Куда ни сунься, везде правительство! У нас нет больше гарантий наших привилегий, поэтому мы не будем вкладывать деньги в эту страну». 
Read More

«Управляемый хаос»

Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу, я снял докьюментари «Управляемый хаос. Теория заговора». Ну, порвали костюм аудиторию, хуле. А теперь об этом статти пишут.

Чудны дела твои, Господи

Уличная стихия испокон веков была инструментом полити­ки, однако в наши дни разви­тие коммуникационных технологий и реализация доктрины «управляе­мого хаоса» наложило на это явле­ние особый отпечаток. Привычные полицейские методы противодей­ствия массовым беспорядкам, в ко­торые чаще всего выливаются по­литические митинги, оказываются катализатором дальнейшего нагне­тания политического напряжения вплоть до смены режима и, следова­тельно, нуждаются в соответствую­щей коррекции. Чтобы ситуация не стала неуправляемой, необходимо четко разбираться в природе совре­менных социальных процессов, це­лях его участников.

Массовые беспорядки в истории

Протесты, бунты, революции — это обязательный атрибут истории челове­чества, один из механизмов ее поступа­тельного движения. Основным субъек­том подобных процессов, как правило, является большая, внешне не организо­ванная группа людей, которая, в зависимости от научной школы, может назы­ваться либо «толпой», либо «массой».

Для социологов толпа — это случай­ное скопление людей (aggregation), сплоченная эмоциональными и вре­менными связями; для психологов — группа, кооперация внутри кото­рой носит сравнительно случайный и временный характер2. Историки обычно смешивают понятия «толпа» и «(народные) массы»3, хотя для анализа социально-политических про­цессов это абсолютно некорректно. Большинство современных социо­логов почему-то пребывает в уверен­ности, что «идея безумной (беснова­той) толпы появилась как ответ на социальные, экономические и поли­тические вызовы status quo в Европе в течение XVIII—XIX вв.»4 Однако уже Платон первым обратил внимание на этот феномен, и его «ochlodest herion» был вполне адекватным концептом «безумной» толпы5.

Древнегреческие авторы были, как оказывается, хорошо знакомы с этим явлением. Так, В. Хантер проанализи­ровала «психологический» взгляд Фукидида на проблему толпы6, а Дж Обер, подчеркивая роль масс в историче­ских событиях, рассматривал перево­рот Клисфена как результат спонтан­ного восстания афинского демоса7. Таким образом, традиция осмысле­ния феномена безумной толпы до­статочно продолжительна. Комплек­сные криминолого-психологические и политологические исследования роли толпы в истории, механизмах ее формирования начали проводиться на материалах европейской истории XVIII—XIX веков (Г. Ле Бон, Ж. Рюде, Г. Тард и др.)8, причем в качестве ис­точников использовались полицей­ские архивы, газетные публикации, то есть «источники изнутри». В нашей стране огромную роль в исследовани­ях «безумной» толпы сыграли работы Н. К. Михайловского, В. М. Бехтерева и М. Н. Гернета9. В начале ХХ века практически сложилась концепция толпы, включавшая и «безумную» разновид­ность, которая развивается и по сей день. Ее главные положения: — толпа — не просто скопление людей, а особая психологическая об­щность, имеющая свои особые законо­мерности формирования и поведения;

— расовое, бессознательное общее у людей доминирует в толпе над ин­дивидуальными способностями;

— личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния, социального поло­жения;

— по умственным качествам она (толпа) значительно ниже своих от­дельных членов, склонна к быстрым переносам внимания, некритично ве­рит самым фантастическим слухам;

— толпа слепо подчиняется лидерам;

— нравственность толпы носит «черно-белый» характер: она видит только врагов и друзей, поэтому мо­жет проявлять как полное бескорыс­тие и героизм, самопожертвование, так и, под влиянием своего лидера, совершать любые преступления.

Революции, Гражданская и Великая Отечественная войны, как и последу­ющие экстремальные события, дали обильный материал для изучения массовых беспорядков в нашей стра-не10. К 1980-м годам сложилась весьма четкая теоретическая картина психо­логических и социальных процес­сов, приводящих к массовым беспо-рядкам11, которая позволила создать весьма эффективную систему борьбы с этими явлениями.

Новые технологии и смена парадигмы социальных трансформаций
Read More

1 5 6 7 8 9 36