Наступление России на Дунае не мешает экспорту Украины
Сохраняются основные опасения, что продолжающиеся атаки нанесут ущерб текучести кадров в долгосрочной перспективе.
Атаки российских дронов, нацеленные на украинский экспорт по Дунаю, привели к сокращению мощностей и усилению давления на цепочку поставок, которая уже борется с узкими местами. Но они еще не значительно сократили поставки или не обуздали спрос. Шквал атак российских дронов на дунайские порты Украины с июля не привел к значительному сокращению поставок или ограничению спроса.
Анализ данных Lloyd's List Intelligence по отслеживанию судов подтверждает непосредственные перебои в работе портов после атак дронов с 24 июля. Однако влияние на поставки оказалось временным.
Несмотря на значительный ущерб морской инфраструктуре, воздействие нападений на грузы было ограниченным, и в целом судовладельцев это не испугало, поскольку входящий трафик продолжает течь на уровне, близком к нормальному.
За месяц после первой атаки на речные порты в дунайские порты Украины прибыло 353 грузовых судна по сравнению с 360 за предыдущий четырехнедельный период.
Число прибытий через Черное море за этот период сократилось на 13%, тогда как количество внутренних рейсов резко возросло.
В следующем месяце входящий трафик восстановился: прибыло около 373 грузовых судов, что лишь немного ниже нормального уровня.
По данным таможни, в июле и августе Украина экспортировала по каналам Дуная чуть более 2 млн тонн сельхозпродукции. Для сравнения: 2,2 млн тонн в мае и 1,9 млн тонн в июне.
За первую половину сентября было экспортировано около 1,1 млн тонн сельхозпродукции, что несколько ниже показателя месяца.
С 17 июля, дня окончания сделки по зерну, было совершено 11 прямых атак на инфраструктуру Дуная, а первые удары дронов произошли 24 июля.
Последний удар беспилотника произошел в понедельник вечером, еще больше повредив инфраструктуру порта Измаил.
Украинские дунайские порты Рени, Измаил и Килия представляют собой основной экспортный маршрут Украины после краха зернового коридора, особенно для сельскохозяйственной продукции.
Хотя анализ слежения за судами доказывает, что удары еще не оказали существенного воздействия, Киев по-прежнему обеспокоен тем, что продолжающиеся удары в конечном итоге замедлят торговлю, не в последнюю очередь из-за ранее существовавших проблем, которые регулярно вызывали заторы на маршруте.
Одной из основных проблем является скопление судов на реке. Суда имеют возможность заходить в реку Дунай через каналы Быстрое и Сулина. Однако ограничения по осадке означают, что многие суда могут выходить только через Сулинский канал.
Это приводит к отставанию внутри страны, которое усугубляется нехваткой пилотов. С августа более двух недель Сулинский канал был закрыт для входящего движения, чтобы дать лоцманам возможность провести суда, ожидающие входа в Черное море.
В начале августа корабли стояли на вход в дунайские порты примерно 15 дней. По состоянию на середину сентября этот срок сократился до пяти-семи дней. Суда, которым необходимо выйти через Сулинский канал, сейчас ждут от шести до 10 дней. Есть и другие проблемы, влияющие на навигацию, в том числе низкий уровень воды и плохая погода.
Изолировать последствия российских ударов непросто, учитывая ряд факторов, влияющих на эффективность, а также тот факт, что судну требуется время, чтобы завершить рейс. Однако широко распространено мнение, что удары создают дополнительное давление на цепочку поставок Дуная. Кроме того, хотя предварительные данные показывают стабильный приток судов, существуют опасения, что последствия атак станут более очевидными в долгосрочной перспективе.
Количество запросов на оплату счетов-проформ уже падает, потому что страх стал причиной снижения интереса, и указывает на то, что есть владельцы, которые отказываются заходить в дунайские порты из-за угрозы нападения России.
Удары по дунайским портам сократили потенциал экспорта зерна почти на 500 тысяч тонн в месяц. Нет никаких признаков того, что атаки России на украинскую портовую инфраструктуру замедлятся.