АЗИЯ-С

Как только мальчишка подрастет, отец ведет его в школу, несет с собой блюдо пилава и просит учителя: «Господин! Мы поручаем вам нашего ребенка. Учите его, бейте. Если даже убьете, мы не будем сердиться. Мясо ваше, кости наши!». Учение начинается с заучивания букв, потом слогов, что продолжается с полгода. Затем следует чтение Корана на арабском языке, которого и сам учитель не понимает, так же без понимания читаются и другие книги на персидском языке. После всего учат письму. Задавши с утра уроки, учитель отколотит ленивых и потом уходит на целый день по своим делам. Детишки орут во весь голос, каждый выкрикивает свое, что ему задано и такой невыносимый гам раздается с малыми перерывами с утра до вечера. По окончании этой школы мальчики или поступают в писцы («мирза»), или переходят в медресе, высшую школу, где обучаются арабскому языку, изучают мусульманскую веру, законы. Здесь ученики живут постоянно, в маленьких кельях, и есть такие, которые проводят там всю свою жизнь. Их можно узнать по бедной одежде, по привычке говорить тихо, опустив глаза долу, едят мало, украшают свою речь арабскими или персидскими стихами.

Девочки обучаются отдельно, у своих учительниц на дому, но грамотных сартянок очень мало. Если жена соскучится по мужу и захочет послать ему весточку, она заворачивает пучок соломы и уголек. Этим она хочет сказать, что от тоски пожелтела, как солома и почернела, как уголь. Когда девочке минет 10 лет, ей дарят кольца, ожерелье, браслеты и с той поры она начинает украшать себя, учится ходить мелкими шажками, картавить, шепелявить, подкрашивать брови и ресницы, накануне праздников красит шафраном ногти, ладони, если она хочет что-нибудь спросить, то спрашивает ужимками, например, чуть-чуть приподнимает брови. В 12–13 лет про девушку уже говорят: «Пришла в возраст», или «начинает нравиться». Теперь она выходит из дому не иначе, как накрывшись волосяной сеткой, поверх которой еще накидывается «паранджа», в роде халата. Брачные дела устраивают родители, причем за невесту уплачивается калым от 10 рублей до сотен, смотря по состоянию, а в кишлаках расплачиваются скотом или хлебом.

В назначенный день приходит в дом имам с женихом и свидетелями, невеста должна сидеть в углу, за занавеской. Имам спрашивает, согласна ли она, потом читает молитву, после угощения все расходятся по домам. Отвозят молодую к жениху, не сейчас, иногда через несколько недель. Перед отъездом ее одевают в белую кисейную рубаху, а на голову повязывают несколько платков, вроде чалмы. В таком костюме она садится посреди комнаты, окруженная всеми родственниками и знакомыми. После продолжительного причитания молодую выводят во двор, где уже стоят арбы, все садятся в одну, и поезд трогается, сопровождаемый толпой мальчишек, они бьют в бубны и орут во все горло свадебные песни. У родителей жениха ждут с угощением, но молодая должна непременно просидеть трое суток за занавеской, прежде чем показаться своей новой родне.

Константин Абаза, «Завоевание Туркестана»