ЛЕОПАРДЫ БУДУТ ЗАПРАВЛЕНЫ

В осенне-зимнюю военную кампанию 2022 года Украина жгла до 550 тысяч тонн моторного топлива в месяц. Несмотря на высокоточные удары России по энергетической и топливной инфраструктуре, Украина фактически увеличила свои запасы топлива до профицитного уровня благодаря притоку импорта и перестройке логистических схем. Последние включают использование тысяч бензовозов в качестве мобильных хранилищ.

До СВО РФ на У топливо на Украину импортировалось по железной дороге и по морю, сейчас 40% завоза топлива на Украину приходится на автомобильный транспорт. По состоянию на начало апреля 2022 года Украина потеряла 100% довоенных источников снабжения нефтепродуктами. В марте 2022 года импорт на Украину упал до 58,8 тысяч тонн моторного топлива.

В начале февраля 2023 года Украина начала получать соляру из США. Поставщик — компания Marathon Petroleum Company.

Из Штатов солярка отгружается на танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн, после чего в Гамбурге её пускают на розлив в танкеры по 30 тысяч тонн; далее эти тридцатитысячники следуют в Щецин-Свиноуйсце. Там украинцы купили у польской Baltchem SA Zakłady Chemicze два наливных погрузочно-разгрузочных терминала. Переход танкеров из Гамбурга в Щецин Кильским каналом занимает менее двух суток.

Ещё до захода американской соляры на украинский рынок там уже засветились Голландия, Индия и Тайвань. Реверсом качают, например, мадьяры, etc. Хотя источники и методы внутреннего хранения изменились, большая часть топлива по-прежнему транспортируется на Украину через Польшу, Румынию и Болгарию.

В общем, на Украине сейчас профицит моторного топлива, профицит нефтепродуктов всех марок, что, натурально, снимает проблемы с ГСМ для ВФУ. Кроме того, в тактическом отношении украинцы перешли на использование топливных автоцистерн в качестве мобильных резервуаров хранения. Что будто бы экспоненциально повысило устойчивость украинской топливной цепи к уязвимости от ракетно-артиллерийских ударов русской армии.

Само собой, как и любые другие украинские заявления, заявления о полной насыщенности Украины топливом для войны можно расценивать как пиздёж и пеар-похвальбу. Однако я не мог не отметить такой индикатор, как цена на автогаз.

С 10 по 17 февраля средняя цена на украинских газовых автозаправках устойчиво снижалась, в среднем, на 0,64 грн/л — до 24,87 грн/л. В середине февраля на украинском рынке также сохранялся профицит сжиженного газа.

Не надо думать, однако, что русское калибрование украинских НПЗ и ТЭЦ оказалось безрезультатным. Попадания были, и много. Они и привели на отдельном отрезке времени к всплеску использования малых генераторов гражданами и бизнесом, и даже украинскими местными властями.

Что до схем, по которым закрываются потребности украинцев в автобензинах и топливе для бензо- и дизель-генераторов, то здесь на помощь идёт химия. Сегодня большая часть местного украинского бензина делается на сохранившихся нефтебазах и мини-НПЗ методом разбодяживания прямогонного бензина спиртом и другими компонентами. Как правило, это прямогон с биоэтанолом, но как А-95 его даже хохлам не впарить.

Переход на поставки нерусского топлива привязал Украину к ценам топливного европейского рынка. А там сейчас всё очень нервно. Цены на дизельное топливо для в ЕС на прошлой неделе выросли до более чем 1000 долларов за тонну (в декабре было 800 долларов за тонну).


Зато хорошо сейчас в американской нефтянке. Маржа переработки Marathon за 2022 год выросла по отношению к 2021 году на 81,5%, до 28,82 доллара за баррель. У Phillips 66 она подскочила на 65% до 19,73 доллара за баррель. Прибыль Valero более чем удвоилась в 2022 году и составила 6,3 миллиарда долларов по сравнению с 2021 годом.

Такова их дислокация.