О проницательности генерала

Проницательность командующего как явление состоит из двух вещей. Первое – понимание того, сколько и каких войск на какой местности располагать. Это умение является следствием практики; когда командир уже несколько раз самостоятельно лагеря разбивал, то ему уже просто, без особых размышлений, это дело дается.

Второе гораздо важнее первого. Это способность с первого взгляда все плюсы и минусы местности оценить. И это дарование присуще только тем, кто к военной науке с рождения склонность имеет.

Следствием этого умения является способность к фортификации, в которой от положения армии многое зависит; искусный генерал от малой высоты и от тесных проходов, от находящегося рядом рва, болота и т. д. выгоду получить может. И если в квадрате с длиной стороны в одну милю можно двести позиций сделать, то тот генерал опытным и искусным считаться будет, который с первого взгляда лучшую выберет. Он встанет на небольшой пригорок, чтобы узнать, какое ему положение выбрать должно. Таким же образом он может по правилам фортификации слабейшие места в неприятельской позиции определить. Для определения генеральной позиции командующему весьма полезно будет самому местность исходить и осмотреть, если, конечно, время то сделать позволяет.

Выгоды, о которых нам дают знать и правила фортификации, суть еще такие: нужно стараться занимать прежде высоты и выбирать их так, чтобы они другими высотами не перекрывались; ставить войска в тех местах, которые к обороне лучше всего приспособлены; и наоборот, ни в коем случае не занимать те высоты, которые к обороне менее всего пригодны, это непременно приведет к потере боевой славы. Пользуясь этими правилами, можно рассуждать и о слабых местах неприятеля, кои есть следствие либо неправильного выбора позиции, либо неверного расположения войск, либо ошибок в фортификации.

Эти обстоятельства дают мне материал и возможности для того, чтобы рассуждать о расположении войск на местности.

Его Величества Короля Прусского
Наставление о военном искусстве к своим генералам