По всему миру миллионы людей верят, что Земля — эта голубая сфера, вращающаяся в пространстве — на самом деле является плоскостью. Верующие расходятся в конкретике, но, как правило, считают, что все мы живем под куполом, который плывет сквозь космос или, возможно, парит над первобытными водами.Неизвестно, сколько людей верят в ту или иную версию теории плоской Земли. Десятки тысяч аккаунтов в социальных сетях пишут об этой теории, а популярные видеоролики, объясняющие теорию, имеют сотни тысяч просмотров. Некоторые известные личности, включая звезду НБА Кайри Ирвинга и рэпера B.o.B., заигрывали с теорией или даже открыто поддерживали ее. Верующие в плоскую Землю проводили конференции в период пандемии и появлялись на протестах против масок и вакцин.
Опросы общественного мнения дают нам некоторое представление о масштабах этой системы убеждений: например, 1 процент американцев (это более 3 миллионов человек) и 7 процентов бразильцев (11 миллионов человек) говорят, что они верят в то, что Земля плоская.
Современное движение «Плоская Земля» берет свое начало от продавца змеиного масла и утописта по имени Сэмюэл Роуботэм, рассказывает Келли Вейл, журналист, освещающий для Daily Beast маргинальные движения и потратившая годы на изучение этого движения и его приверженцев. В своей книге «На краю: плоскоземельщики, конспирологическая культура и почему люди верят во всё что угодно» она прослеживает возрождение теории заговора примерно в 2015 году, когда она начала распространяться в социальных сетях.
«Плоская Земля позволяет людям отбросить всю предыдущую информацию, в которую они не хотели верить, и перестроить свой мир с нуля», — рассказывает она изданию Grid. «Потому что, по их мнению, речь идет о буквальном всемирном заговоре и о том, что все, что вам говорили, неправда — что мир сильно отличается от того, каким его представляли. Для некоторых людей это очень заманчивая перспектива».
Вейл побеседовала с репортером Grid Аней ван Вагтендонк о привлекательности этого движения, его пересечении с религиозными верованиями и теорией заговора QAnon, а также о том, как мы все подвержены конспирологическому мышлению. Это интервью было отредактировано для большей ясности.
Grid: что привлекательного в этом мифе в наше время?
Келли Вейл: современное возрождение теории Плоской Земли во многом связано с Интернетом. Плоская Земля всегда существовала в том или ином качестве на протяжении 20-го века, но по-настоящему она начала возрождаться в 2014–2015 годах, когда люди поняли, что видео о Плоской Земле очень хорошо продаются на YouTube. Плоская Земля — это увлекательная тема. Она вдохновляет людей на то, чтобы кликнуть мышкой, потому что она необычна. Поэтому эти видео очень хорошо работают в рекомендательном алгоритме YouTube. Люди снимали видео о Плоской Земле для привлечения внимания, [а]другие пользователи кликали на них из любопытства. То, что всегда было довольно маленькой и непонятной идеологией, на этот раз смогло набрать гораздо больше оборотов.
G: Один из моих руководящих принципов как репортера — понять, какое ядро истины лежит в основе убеждений людей. Есть ли здесь ядро истины?
КВ: Плоская Земля настолько необычна и настолько неверна, что, в отличие от некоторых других теорий заговора, в ней нет ядра истины в объективном смысле. Но я думаю, что в «Плоской Земле» есть эмоциональная правда. Люди приходят к ней, когда им кажется, что мир в целом устроен неправильно. Они чувствуют, что объяснения, которые им давали, просто не соответствуют вселенной, в которой они живут.
Я помню, как одна женщина выступала на конференции и сказала, что до того, как она нашла «Плоскую Землю», она чувствовала себя очень нервно из-за масштабов Вселенной и того маленького места, которое люди, и она сама как личность, играли в научной модели, которую нам представили. Плоская Земля помогла ей почувствовать себя намного увереннее [и]помогла ей понять свое место в мире.
G: Это очень похоже на теологическую или религиозную мотивацию. Вы обнаружили, что эта система убеждений пересекается с религиозными убеждениями?
КВ: очень похоже. Плоская Земля не обязательно [претендует]на то, чтобы быть религиозной верой. Вы можете принять ее чисто как альт-географическую модель.
G: Какая связь между этой теорией и другими распространенными теориями заговора последних лет, такими как движение против вакцин или QAnon?
КВ: существует большое пересечение между Плоской Землей и другими конспирологическими сообществами, и я думаю, что оно становится все сильнее. Когда я впервые начала изучать Плоскую Землю в 2017 году, мне казалось, что это более замкнутая теория. Если бы вы были на странице Плоской Земли в Facebook, большая часть того, что вы бы прочитали, была бы строго связана с Плоской Землей. [Теперь это не обязательно так. Если вы находитесь на одной из таких страниц, вы, скорее всего, наткнетесь на множество сообщений о теориях заговора против вакцин. И наоборот: я всегда нахожусь на страницах и каналах других конспирологических движений и вижу, что там тоже появляется много сообщений о Плоской Земле. Все они опираются на отказ от определенного доверия к институтам и утверждение новых голосов как заслуживающих доверия.
G: Какова конечная цель движения Плоской Земли? Что, по мнению последователей, произойдет, если их движение возьмет верх?
КВ: Это хороший вопрос, и на него нет единого ответа, но многие приверженцы Плоской Земли — в зависимости от их веры в то, почему существует Заговор — считают, что, когда плоская Земля будет наконец раскрыта, это приведет к наступлению новой эры мира или религиозного просвещения, то есть того, что удобно для их видения утопии. Мне говорили, что произойдет разрушение общества, но мы восстановим более просвещенную, христианскую его версию.
Люди также рассказывали мне о своих личных мечтах о том, что произойдет, когда все проснутся. Кто-то сказал мне, что он думает, что станет очень знаменитым, потому что он был одним из единственных, кто верил в Плоскую Землю и проповедовал это с самого начала. И я думаю, что не только Плоская Земля придерживается этой веры. Если вы посмотрите, скажем, на верующих QAnon, то они часто говорят о том, как их будут почитать и уважать члены их семей, когда правда выйдет наружу и будет доказано, что они не дураки, а на самом деле единственные просвещенные люди.
G: опасно ли это движение? Должны ли мы беспокоиться о том, что оно растет и набирает обороты?
КВ: Я не думаю, что Плоская Земля сама по себе так же опасна, как некоторые другие конспирологические движения. Некоторые движения, такие как движение против вакцин или движение за дискредитацию демократического процесса, гораздо более опасны. Но, тем не менее, все эти теории заговора поддерживают связь друг с другом. Все они вербуют людей через смежные линии.
Теории заговора всегда были полезны для экстремистских течение, [потому что они]работают по логике «мы против них». Они представляют внутреннюю группу людей, которая входит в небольшое, привилегированное число тех, кто знает «правду», и внешнюю группу, которая либо сознательно слепа, либо неразумна. И эта структура со временем оказалась очень полезной для использования в качестве оружия против маргинальных групп, из которых люди хотят сделать козла отпущения.
Я обнаружила, что полезно попытаться понять эмоциональные причины, по которым кто-то ведётся на теорию заговора, и попытаться разобраться, что именно, с эмоциональной точки зрения, дает кому-то эта теория. Нравится ли им чувство общности, которое они получают в этой теории? Предлагает ли она им ответы, которые заставляют их чувствовать себя в безопасности? Если да, то можно ли заменить эти чувства и воспроизвести их в более реальной модели?
Существует тенденция считать теоретиков заговора клоунами в шапочке из фольги, сумасшедшими людьми. Но на самом деле все мы подвержены этим склонностям. У всех есть склонность к конспирологии. Это то, к чему мы обращаемся, когда нам кажется, что у нас недостаточно информации, или мы не хотим верить той информации, которая перед нами. Поэтому, я думаю, важно… когда мы пытаемся избавить людей от теорий заговора, подходить к этому с пониманием того, что это нормальный мыслительный процесс. Возможно, мы сможем привнести сочувствие в эти разговоры и использовать это как основу для возвращения людей к реальности.