США нужен новый подход к России

Существуют различные варианты действий, которые могут предпринять Соединенные Штаты, каждый из которых сопряжен со своими собственными рисками и издержками. Другими словами, не существует универсального решения, позволяющего достичь всех геополитических целей Америки без риска и с минимальными затратами. Как человек, выступавший против тезиса о «деклинизме» в отношении России — о том, что Россия не в состоянии возложить издержки на западный альянс, — я не разделяю уверений тех, кто уверенно предсказывает, что Россия просто отступит, когда столкнется с Вашингтон.

Поскольку Организация Североатлантического договора (НАТО) представляет собой громоздкую бюрократическую организацию коллективной безопасности, насчитывающую тридцать членов, такие лозунги, как «принять Украину в НАТО немедленно», не работают. Если Греция могла десятилетиями не допускать Северную Македонию в альянс из-за разногласий по поводу названия страны, то заставить 29 других государств согласиться с предоставлением Украины, чья судьба не влияет на безопасность многих членов НАТО, членство План действий (на выполнение которого ушли бы годы) фантастичен.. В 2008 году, когда Россия была намного слабее, администрация Буша не смогла преодолеть возражения некоторых своих ближайших европейских партнеров начать процесс для Украины и Грузии. Сегодня, когда риски намного выше, трудно представить, как эти самые государства как-то изменят свою позицию. Природа натовского liberum veto не позволяет Украине вступить в альянс на данный момент.

Гарантии безопасности, содержащиеся в Будапештском меморандуме 1994 года, так и не были реализованы ни Соединенными Штатами, ни Великобританией. Действительно, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и начала украинской гражданской войны в Донбассе юрисконсульт Министерства юстиции США определил, что Будапештский меморандум не является ни договором, ни обязательным исполнительным соглашением. Администрация Байдена могла бы восполнить этот недостаток, либо заключив соглашение о безопасности с Украиной (и попутно подняв Украину до статуса не члена НАТО) или попросив Конгресс ратифицировать соглашение о безопасности с Киевом. Затем Соединенные Штаты могли бы попросить Лондон сделать то же самое и пригласить другие государства (возможно, Польшу и страны Балтии) присоединиться к соглашению. Хотя Соединенные Штаты могут указать, что они не будут предпринимать никаких наступательных действий для восстановления утраченной украинской территории, они могут пообещать принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшего «вторжения» на Украину.

Как и в случае с конфликтом Соединенного Королевства с Аргентиной в 1982 году, а также в понимании нынешнего оборонного соглашения Турции с Азербайджаном или недавних греко-французских оборонных соглашений, Соединенные Штаты (и любые партнеры, которые могли бы стремиться присоединиться к такой коалиции) должны официально воздерживаться от применения статьи 5 статьи 5 НАТО о взаимной обороне, обязывающей остальную часть альянса к действиям, если Соединенным Штатам придется предпринять военные действия на Украине или столкнуться с нападением на себя или своих партнеров при выполнении положений любого соглашения о безопасности с Украиной. Вопрос в том, будет ли такая договоренность достаточным сдерживающим фактором для России от участия в каких-либо военных действиях, учитывая ее родное поле и преимущества первопроходца и учитывая вероятные трудности оказания эффективной помощи Украине, если она не может рассчитывать на помощь других членов НАТО? Действительно, Турция может закрыть пролив Босфор, чтобы предотвратить вход Соединенных Штатов в Черное море, в то время как бывало в американской операции 1986 года против Ливии, другие государства НАТО могут запретить полеты по воздуху или права базирования.

Администрация Байдена, похоже, исключила этот вариант, заявив, что Соединенные Штаты не будут посылать боевые силы на Украину, а в Конгрессе, похоже, есть желание ввести санкции против России, а не участвовать в прямых военных действиях. В настоящее время США и некоторые их союзники (в частности, страны Балтии, Канада и Великобритания) ограничивают военную помощь средствами обороны  и отправкой инструкторов. Серая зона здесь заключается в том, является ли присутствие ограниченного числа западного персонала, занимающегося «обучением и оснащением», надежной растяжкой или в случае российских военных действий ранение этих солдат или уничтожение западной военной техники приведет к каким-либо последствиям в виде эскалации. Например, в 2008 году, во время российского вторжения в Грузию, захват российскими войсками американского оборудования не вызвал дальнейшего военного ответа со стороны Вашингтона.

Короче говоря, гарантии безопасности зависят от готовности Соединенных Штатов поддержать их, будучи готовыми не только к боевым действиям, но даже к возможности ядерной эскалации.

Если официальное соглашение о безопасности не разрабатывается, то Соединенные Штаты, скорее всего, прибегнут к войне другими средствами, в частности, за счет использования экономических инструментов. При поддержке всего евроатлантического сообщества карательные санкции — особенно в отношении экспорта российских энергоносителей — могут стать лучшим подручным средством. Однако в краткосрочной перспективе в европейской экономике произойдут массовые сбои, и как ЕС, так и Соединенным Штатам придется приостановить большую часть своей экологической и климатической повестки дня, чтобы перезапустить угольные электростанции, дать зеленый свет быстрому одобрению нефти и газа. производства и, что более важно, преодолевать возражения местных жителей против трубопроводов и строительства заводов по производству СПГ. Каждое западное правительство также должно быть готово принять политический удар из-за резкого роста цен на энергоносители. Во время этого кризиса упускается из виду тот факт, что Россия в настоящее время является одним из ведущих поставщиков нефти в Соединенные Штаты — отчасти потому, что давняя политика санкций США против Венесуэлы вынудили нефтеперерабатывающие заводы США перейти на российскую нефть.

Реальность такова, что Соединенные Штаты в значительной степени исчерпали самые эффективные санкции, которые они могут применить против Москвы с минимальным риском для своих экономических интересов. Ключевые союзники, такие как Германия, должны быть готовы понести большие экономические потери, чтобы причинить России настоящую боль. Кроме того, как показывают недавние сообщения о готовности Китая игнорировать санкции США в отношении Ирана, Пекин все же может помочь смягчить остроту Москвы. Соединенные Штаты могут нанести вред России карательными санкциями, но нет гарантии, что это обязательно разубедит или сдержит Москву.

В то же время, если Соединенные Штаты, чтобы снизить вероятность конфликта, откажутся от своей давней позиции, закрепленной в Законе о консолидации свободы НАТО (по которому Украина может претендовать на членство в НАТО), и политика США заключается в содействии этому заявлению — тогда доверие к США и гарантии безопасности не только в Европе, но и во всем мире могут оказаться под вопросом. Если, как сам Байден заявил в Мюнхене в 2009 году, Соединенные Штаты не признают никаких привилегированных сфер интересов какой-либо другой державы в мире, изменение этой позиции под угрозой российской принудительной дипломатии в 2022 году станет серьезной неудачей и подтвердит оценки того, что мощь США снижается.

На переговорах в Женеве, Брюсселе и Вене Соединенные Штаты сами по себе и совместно со своими союзниками по НАТО, а также со своими друзьями и партнерами по ОБСЕ отвергли максималистские требования России о полномасштабном пересмотре европейского порядка безопасности. Тем не менее, если согласие на все требования России не вариант, но Соединенные Штаты не готовы рисковать прямым военным конфликтом, а их экономические варианты не могут гарантировать успешных результатов, это предполагает, что дальнейший курс действий Вашингтона будет дипломатической уловкой. стороны: не формальное принятие требований России, а способы выработки возможных компромиссов и решений присяжных между Соединенными Штатами и Россией, между Россией и Украиной, а также между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками. Несмотря на все предсказания скорой «российской атаки», ряд сроков, которые были предсказаны как начало российских военных действий, прошли без происшествий. Переговоры и дипломатические контакты продолжаются на всех уровнях. Возможно, мы просто ждем Лунного Нового года и закрытия Олимпийских игр в Пекине, но явная непривлекательность всех трех вариантов должна побудить Соединенные Штаты выступить с другим подходом.

США нужен новый подход к России