РЕЗКО ПОДСКОЧИЛО, ИЛИ ПРИ РЕЙГАНЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО

Потребительские цены в США растут самыми быстрыми за последние сорок лет темпами; сегодня американцы платят больше практически за все, от продуктов до автомобилей и бензина, демонстрируя мощный инфляционный разогрев пандемирующей американской экономики.

Согласно новому отчету Министерства труда, индекс потребительских цен в ноябре вырос на 6,8% по сравнению с прошлым годом, что стало самым быстрым ростом с июня 1982 года, когда инфляция достигала 7,1%. Индекс потребительских цен, который измеряет множество товаров, от бензина и услуг здравоохранения до продуктовых магазинов и арендной платы, подскочил на 6,8% всего за месяц (октябрь по отношению к ноябрю — А.З.) Это намного выше целевого показателя Федеральной резервной системы в 2%.

Так называемые базовые цены, не включающие волатильные измерения цен на продукты питания и энергию, в ноябре выросли на 4,9% по сравнению с предыдущим годом — резкий рост по сравнению с октябрем, когда они выросли на 4,6%. Это был самый высокий показатель с 1991 года.

Экономисты ожидали, что индекс покажет рост в ноябре на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 0,7% по сравнению с предыдущим месяцем.

Рост цен был повсеместным: цены на энергоносители подскочили на 3,5% в ноябре и выросли на 33,3% в годовом исчислении. Бензин на 58,1% выше, чем год назад.

Цены на продукты питания также выросли за год на 6,1%, в то время как цены на подержанные автомобили и грузовики — основной компонент роста инфляции — выросли на 31%.

Министерство труда заявило, что годовое увеличение расходов на продукты питания и энергию было самым резким как минимум за последние 13 лет. Индикатор потребительских настроений Мичиганского университета упал до минимума, наблюдавшегося сразу после того, как коронавирус начал распространяться в США.

И это хуёвая новость для президента Байдена, рейтинг одобрения которого резко упал из-за роста потребительских цен. Белый дом обвинил в скачке цен «узкие места в цепочке поставок» и другие сбои в экономике, вызванные пандемией, в то время как республиканцы возложили вину за небывалый рост цен на байденовскую программу ничем не обеспеченных денежных расходов.

Байден пытался преуменьшить значение ноябрьской инфляции перед ее публикацией, заявив, что данные не будут отражать снижение цен на газ. Он подчеркнул, что принятие его плана инфраструктурных расходов и борьбы с изменением климата в 1,7 триллиона долларов необходимы для снижения затрат.

«К счастью, за несколько недель после того, как были собраны данные для завтрашнего отчета по инфляции, цены на энергоносители упали», — говорится в заявлении Байдена. — Информация об энергоносителях, которая будет вскоре опубликована, не отражает сегодняшнюю реальность и не отражает ожидаемого снижения цен в ближайшие недели и месяцы, например, на автомобильном рынке».

Сногсшибательное значение параметров общей инфляции, которое уже шестой месяц подряд превышает 5%, может поставить под угрозу принятие законопроекта Build Back Better: сенатор-демократ Джо Манчин на этой неделе выразил обеспокоенность по поводу резкого роста инфляции и отказался поддержать план собственной Демпартии, заключавшийся в масштабных социальных расходах и вливанием денег в борьбу с изменением климата, пока он не увидит окончательный текст плана расходов на 1,7 триллиона долларов.

На практике речь идет о прямом госфинансировании электората демократов: субсидии “зелёным”, введение трёхлетнего бесплатного дошкольного воспитания, амнистия миллионам нелегалов. Всего планируется допечатать более двух триллионов долларов.

«Неизвестность, с которой мы сталкиваемся сегодня, намного больше, чем необходимость того, чтобы люди поверили в этот амбициозный законопроект, который мы рассматриваем, и мы должны убедиться, что мы все делаем правильно, — сказал Манчин Wall Street Journal. — Мы просто не можем продолжать наводнять финансовую систему бумагой, как мы это сделали».

Это чтение (законопроекта) также будет иметь серьезные последствия для Федеральной резервной системы, которая готовит заседание по определению текущей и краткосрочной денежной политики. Хотя деятели из ФРС первоначально преуменьшали растущую инфляцию как «временную» и, вероятно, уменьшающуюся по мере устранения сбоев в цепочке поставок, председатель ФРС Джером Пауэлл сбавил бравурный тон, признав, что рост инфляции оказался намного выше ожидаемого и более продолжительным, чем прикидывали в конторе регулятора.

Чиновники ФРС начали предполагать, что им, возможно, придется отреагировать на рост цен, ускорив прекращение поддержки экономики.

«На данный момент экономику США лихорадит, а инфляционное давление велико, — сообщил Пауэлл ранее. — Поэтому уместно рассмотреть вопрос о прекращении закупок наших активов, о чем мы фактически объявили на нашей ноябрьской встрече, возможно, на несколько месяцев раньше».

Это может означать, что программа покупки облигаций ФРС завершится раньше, чем ожидалось, и приведет к более быстрому, чем ожидалось, повышению процентных ставок.

Федрезерв ежемесячно покупал облигации на $120 миллиардов на протяжении большей части пандемии, чтобы сделать кредиты дешевыми и стабилизировать финансовые рынки. В ноябре официальные лица ФРС объявили о планах сократить программу покупки облигаций на $15 миллиардов в месяц до конца срока операций по скупке обязательств, который истечет к концу июня 2022 года.

Экономисты ожидают, что чиновники ФРС доведут сокращение до $30 миллиардов в месяц.

Такова их дислокация.