Ja Ja! Volkswagen gut машин!

Германский бойкот Китая вполне вероятен,
и даже вполне себе желателен в свете новейшего берлинско-вашингтонского «демократического» консенсуса,
но губителен для германского автопрома.

Сегодня Аналена Бербок начнет перекраивать отношения Германии с Китаем в качестве нового федерального министра иностранных дел. Поддержание/развал этих отношений в будущем станет главной прерогативой нового федерального министра иностранных дел из «коалиции Светофор».

Аналена Бербок, natürlich, дистанцируется от соответствующих принципов Меркель в своем предстоящем новом конструировании германской политики в отношении Китая. Что-то мне подсказывает, что Ана наша Лена быстро превратит мирную зеленую лужайку отношений между ФРГ и КНР в минное поле.

Она уже добавила металла в голосе, когда ее невинно спросили о бойкоте Германией зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине .

«У правительства есть разные способы решения этой проблемы, которые обязательно будут обсуждаться в ближайшие недели», - сказала лидер зеленых. И признала германский бойкот Китая вполне вероятным, и даже вполне себе желательным в свете демократический солидарности.

Китай оперативно откликнулся. Посольство Китая в Берлине прозрачно намекнуло, что от новой правительственной коалиции ждут не этого:

«В последнее время кое-кто в Германии фокусируется на создание противоречий в китайско-европейских, а также в китайско-германских отношениях. Это даже возводится в степень системной конкуренции. Различия между Китаем и Европой, Китаем и Германией не больше, чем они были 50 лет назад. По сравнению с тем временем сотрудничество и взаимозависимость между двумя сторонами сегодня намного больше. Китай готов пойти навстречу новому правительству Германии, развивать общие интересы, основанные на взаимном уважении, равенстве и взаимной выгоде, и содействовать стабильности и долгосрочному развитию китайско-германских и китайско-европейских отношений. Китай надеется, что различные политики с немецкой стороны будут относиться к Китаю и китайско-германским отношениям объективно и всесторонне, полностью уважать ключевые интересы и основные озабоченности Китая и использовать свою энергию для практического сотрудничества в различных областях между двумя сторонами, потому что нам нужны строители мостов, а не строители стен».

Эти слова не должны были остаться незамеченными на Аденауэраллее в Берлине. Натурально, прагматичная и консервативная Меркель проводила открыто дружественный курс по отношению к Китаю. Новое коалиционное правительство явно собралось это дело пересмотреть и начать игру на обострение против Пекина.

Для блиц-анализа будущих германо-китайских отношений я полистал коалиционное соглашение, на основе которого формируется нынешнее правительство Германии. По Китаю там следующие тезисы обозначены:

«Мы стремимся к тесной трансатлантической координации политики в отношении Китая и стремимся к сотрудничеству с единомышленниками в целях уменьшения стратегической зависимости от Китая (sic!);
Мы ожидаем, что китайская внешняя политика будет играть ответственную роль в обеспечении мира и стабильности по отношению к соседям Китая;
Мы стремимся к тому, чтобы территориальные споры в Южном и Восточно-Китайском море разрешались на основе международного морского права;
Изменение status quo в Тайваньском проливе может произойти только мирным путем и по взаимному согласию;
В рамках политики ЕС «один Китай» мы поддерживаем соответствующее участие демократического Тайваня в международных организациях (справочно: вообще-то принцип „одного Китая“ не предполагает никакого официального участия Тайваня нигде — А.З.);
Мы четко рассматриваем нарушения прав человека в Китае, особенно в Синьцзяне;
Принцип «одна страна — две системы» в Гонконге должен быть подтвержден».

Как легко заметить, все эти позиции уже прописаны и артикулированы американцами, и чреваты резким и быстрым ухудшением германо-китайских отношений. Кроме того, здесь явно дано понять, что намечать основные линии германо-китайских отношений теперь будет не Берлин, а Вашингтон.

Что до германского автопрома и Китая, то немецкая экономика, и особенно автомобильная промышленность, тесно связана с китайским рынком. Китай долгое время был и остается важнейшим рынком сбыта для автомобильных гигантов Daimler, BMW и VW.

Уже несколько месяцев заголовки германской прессы крутятся вокруг того, насколько автопроизводители Германии зависят от Китая. Я тут взял навскидку несколько тем, которые будируют германские автоконцерны через подконтрольную прессу:

«VW« больше невозможно представить без Китая»;
«Немецкие автопроизводители становятся все более зависимыми от Китая»

«Немецкая автомобильная промышленность полностью зависит от Китая»
.

Фольксваген уже давно объявил Китай своим вторым внутренним рынком. Четыре из десяти немецких автомобилей сейчас продаются в Китае. В 2020 году автомобильные компании Volkswagen, Daimler и BMW экспортировали в Китай 5,4 миллиона автомобилей — 38,2% от общего числа проданных в мире 14,16 миллионов автомобилей.

В 2025 году ожидается, что количество новых автомобилей, продаваемых на китайском рынке, вырастет с 24 миллионов до 35,5 миллионов ежегодно. Тогда там будет продаваться каждая третья машина в мире. Если бизнес в Китае ухудшится, производители автомобилей столкнутся с огромными трудностями, которые, соответственно, будут иметь серьезные макроэкономические последствия для Германии.

Ранее BMW сообщил о намерении инвестировать в Китай $3,87 миллиарда, из них миллиард евро в 2021 году. Другие капитаны германской автоиндустрии из Вольфсбурга и Штутгарта также не намерены хлопать ушами: в условиях пандемии Китай остается единственным рыноком в мире, где не произошло падение продаж автомобилей (американский рынок рухнул на 14%, Западная Европа обвалилась на 24% — А.З.)

Так что скоро мы узнаем, насколько зеленая госпожа министр в вопросах и внешней германской политики, и внутренней германской же экономики.

Такова их дислокация.