Как Польша просрала все углеводороды
Поставки энергоносителей из России в Западную Европу всегда осуществлялись по долгосрочным контрактам с преимущественно фиксированными ценами. Эти схемы позволили России сделать крупные инвестиции в необходимую инфраструктуру, а покупатели получили энергетическую безопасность. Европейский Союз под влиянием США попытался разрушить эту модель. Но его попытки «открыть энергетические рынки» привели к ненадежным поставкам и экстремальным ценам.
В 1992 году Россия, Беларусь, Польша и Германия договорились о строительстве трубопровода Ямал-Европа для доставки природного газа с новых газовых месторождений в России в Польшу, Германию и другие страны.
Пропускная способность трубопровода составляет около 33 миллиардов кубических метров (1,2 триллиона кубических футов) в год. В 1996 году Польша и российский «Газпром» подписали контракт, по которому до трети пропускной способности трубопровода будет бронироваться для Польши в течение 25 лет. Цена, как обычно в то время, была привязана к цене на нефть с лагом цены на газ в шесть месяцев после изменения цен на нефть, но, в принципе, следуя движению мировых нефтяных рынков. «Газпром», которому пришлось вложить миллиард в разработку ямальских месторождений и трубопроводов, настаивал на минимальном («бери или плати») количестве газа, за которое Польша должна будет платить (85%), независимо от ее фактического спроса на этот газ. В 2010 году контракт был продлен до 2037 года. Кроме того, соглашение предусматривало продление до 2045 года контракта на транспортировку газа в страны Западной Европы через польскую территорию по газопроводу «Ямал — Европа».
Все было хорошо до ноября 2014 года, когда польский газовый оператор PGNIG “внезапно обнаружил”, что он заплатил слишком высокую цену за газ, поставляемый из России. (Это не просто совпадение, что «прозрение» пришло к полякам через несколько месяцев после того, как США и ЕС организовали государственный переворот на Украине, закончившийся возвращением Крыма в Россию и гражданской войной Украины с Донбассом.)
В мае 2015 года Польша подала в суд на Газпром, чтобы добиться снижения цен на газ.
PGNiG, крупнейший дистрибьютор газа в Польше, мотивируя иск против «Газпрома» и «Газпром экспорта» в арбитражном суде Стокгольма, заявила, что хочет условий, аналогичных европейскому газовому рынку.
«Шаги, предпринятые PGNiG, направлены на приведение контракта в соответствие с текущими условиями на европейском рынке природного газа», — говорилось в заявлении компании. PGNiG также подчеркнула, что иск не исключает согласованного исхода или новой сделки с поставщиком. … Польша считает падение цен на нефть поводом для того, чтобы требовать большего снижения, поскольку формула цены на российский газ основана на цене на нефть. Страна также выступает против системы «бери или плати», которая заставляет клиентов оплачивать поставки, которые им не обязательно нужны, исходя их текущих потребностей в газе».
Для вынесения окончательного решения третейскому суду потребовалось пять лет. В марте 2020 года PGNiG потирала руки, думая, что выиграла, и отфиксировала результат
«Арбитражный суд встал на сторону PGNiG, тем самым подтвердив, что цена на газ в Ямальском контракте не отражала уровень цен на рынке и была завышена», — сказал Ежи Квечиньски, председатель правления PGNiG SA, и добавил: «Трибунал изменил формулу расчета цены на российский газ, очень тесно привязав ее к уровню цен на европейском рынке, что для PGNiG означает значительное улучшение условий импорта газа». Решение было обязательным для обеих сторон с момента его объявления. Отныне цена, которую PGNiG будет платить «Газпрому» за природный газ, будет основываться на новой формуле расчета цены, которая очень тесно и напрямую привязана к уровню цен на газ на западноевропейском рынке . Решение арбитража имело обратную силу и имело точкой отсчета 1 ноября 2014 г., то есть дату, когда PGNiG направила «Газпрому» запрос на пересмотр цены контракта. Это означает, что российская компания должна будет выплатить PGNiG примерно $1,5 миллиарда США, что представляет собой разницу между ценой, рассчитанной по новой формуле, и суммами, фактически уплаченными PGNiG с 1 ноября 2014 года по 29 февраля 2020 года».
За пять с половиной лет PGNIG получила около 50 миллиардов кубометров газа по цене около $500 за тысячу кубометров. Из примерно $25 миллиардов, уплаченных за это время, “Газпром” вернул около $1,5 миллиардов, или 6%.
Выигрыш был довольно незначительным, но Польша считала, что новый ценовой механизм, который арбитражный суд включил в контракт, будет и дальше работать в ее пользу. Европейский Союз работал над «либерализацией» европейских энергетических рынков, препятствуя заключению долгосрочных контрактов и вводя товарные биржи для получения энергии. Вместо того, чтобы определяться долгосрочными инвестициями и контрактными обязательствами, цены на энергию теперь будут зависеть от краткосрочных спекуляций.
Затем пришла пандемия, плохая погода для ветроэнергетики, всплеск спроса на энергию со стороны Китая, и рынки сошли с ума. Цены на природный газ на Европейской товарной бирже выросли с $400 до $500 до $2000 за тысячу кубометров. Обычные подозреваемые обвиняли Россию в повышении цен, но, как подтвердило правительство Германии, Россия и «Газпром» выполняют все свои договорные обязательства. Не Россия задерживала поставки газа в Европу, а США, которые теперь с радостью продают Китаю по еще более высоким ценам, чем они могут получить в Европе.
Как описал ситуацию президент России Владимир Путин в своем недавнем выступлении в клубе «Валдай»:
«Вся философия Еврокомиссии последних лет была направлена на регулирование рынка энергоносителей, в том числе газа, через биржу, через спот так называемый. И нас убеждали в необходимости отказываться от так называемых долгосрочных контрактов, цены в которых привязаны к биржевым, кстати говоря, к рыночным котировкам на сырую нефть и на нефтепродукты.
Кстати говоря, это же рыночное ценообразование. И поскольку цены на газ формируются с лагом в шесть месяцев после изменения цен на нефть, то это, во-первых, более стабильная ситуация, а во-вторых, через шесть месяцев – это значит, что потребители и поставщики могут сориентироваться по ходу дела в том, что происходит на мировых рынках.
Так вот, всё начали сводить к споту, а на споте в значительной степени это не реальный газ, не физические объёмы, которые не увеличиваются (сейчас скажу ещё, почему), а «бумажный» газ. На бумажке написано, а физических объёмов-то нет, они сокращаются. Значит, холодная зима – подъём из ПХГ (из подземных хранилищ газа); безветренное и жаркое лето – отсутствие ветряной генерации в должном объёме. Макроэкономические причины я уже упомянул, чисто отраслевые – вот они.
Дальше что происходит на европейском рынке? Во-первых, падающая добыча в газодобывающих странах. Добыча упала в Европе за первое полугодие на 22,5 миллиарда кубических метров – первое. Второе: недозакачали 18,5 миллиарда кубических метров в газовые хранилища, 71 процент закачан. Недокачали 18,5 за первое полугодие. Если посмотреть на год вперёд потребность, надо умножить на два.
9 миллиардов кубических метров американские прежде всего, но и ближневосточные компании сняли с европейского рынка и перенаправили их в Латинскую Америку и в Азию. Кстати говоря, когда формулировали европейцы принципы, по которым должен формироваться рынок газа в Европе, и говорили о том, что всё на спот надо направлять, они же ведь исходили из того, что это премиальный рынок. А европейский рынок премиальным не оказывается сегодня, понимаете? Он не премиальный. В Латинскую Америку и в Азию [перенаправили газ].
Я уже сказал, что 18,5 [миллиарда кубических метров], плюс на два умножить, минус 9 миллиардов (недопоставка на европейский рынок американцами и с Ближнего Востока), плюс падающая добыча 22,5 миллиарда – дефицит на европейском рынке может составить около 70 миллиардов кубических метров, это много. При чём здесь Россия-то? Это рукотворный результат экономической политики Еврокомиссии. Россия здесь вообще ни при чём.
Россия, в том числе «Газпром», увеличила поставки на европейский рынок. «Газпром» в целом – на 8,7, по-моему, процента, а вообще в так называемое дальнее зарубежье – на 12 процентов, по-моему. Но когда мы говорим про дальнее зарубежье, имеется в виду и Китай. Это тоже на пользу мировому рынку, потому что мы увеличиваем поставки на мировой рынок, и на европейский на 8,7 увеличили. В абсолютных величинах это 11 с лишним миллиардов кубических метров газа. Американцы и [компании]с Ближнего Востока недопоставили 9 миллиардов, а «Газпром» увеличил на 11 с лишним.
Меня все хорошо слышат или нет? Не в этом зале я имею в виду, а так называемые заинтересованные лица. Вам кто-то там сокращает, а мы увеличиваем.
Но и это ещё не всё. Сегодня по так называемым долгосрочным контрактам – я прошу вас внимательно слушать и хочу, чтобы вы услышали: 1200 или 1150 долларов за тысячу «кубов» – те европейские компании, которые получают от «Газпрома» газ по долгосрочным контрактам, получают его – внимание – в четыре раза дешевле. Не на какие-то проценты – в четыре раза! И «Газпром» сверхприбыли не получает. Мы не плачем по этому поводу, потому что мы заинтересованы в долгосрочных контрактах и в долгосрочных взаимных обязательствах, и тогда мы обеспечиваем возможность инвестирования в добычу и обеспечиваем необходимые объёмы для наших потребителей стабильно и надёжно.
Вы спрашиваете: возможно ли увеличение? Да, возможно. По «Северному потоку – 2», а первая труба «Северного потока – 2» заполнена газом, если завтра немецкий регулятор даст разрешение на поставку, послезавтра начнётся поставка – 17,5 миллиарда кубических метров.
До конца текущего года, в середине – в конце декабря, будет завершена технологическая работа по заполнению второй газовой трубы «Северного потока – 2». В общем объёме это 55 миллиардов кубических метров. Если иметь в виду, что дефицит на европейском рынке, по нашим подсчётам, составит 70 [миллиардов кубических метров], 55 – это прилично.
Как только вторая труба будет заполнена и как только будет получено разрешение немецкого регулятора, на следующий день мы начнём поставки. «Возможно это или нет?» – Вы спросили. Да, возможно, но нужно ответственно подходить к взаимным обязательствам и работать над этим».
Тем не менее Путин вмешался и приказал «Газпрому» закачивать больше газа в Европу. С тех пор оптовые цены в Европе снизились до $1000 за тысячу кубометров, что по-прежнему более чем вдвое превышает сумму, которую Польша платила по старой формуле цены.
Польша, которая в 2015 году подала в суд на «Газпром», чтобы получить новую формулу цены, которая пыталась помешать прокладке газопровода «Северный поток-2» между Россией и Германией и которая объявила, что не будет продлевать действующий контракт на транзит по Ямал-Европе с «Газпромом», теперь просит Россию снизить цену на газ, которую он должен платить по пересмотренной формуле.
Польский нефтегазовый концерн PGNiG объявил, что направил «Газпрому» письмо с просьбой снизить цену на газ, поставляемый в Польшу, обосновав запрос беспрецедентным скачком на европейском оптовом рынке.
«28 октября 2021 года PGNiG направила письмо ПАО«Газпром» и ООО «Газпром экспорт», которое отменяет заявление PGNiG от февраля 2020 года об изменении цены на газ, поставляемый в соответствии с контрактом на продажу природного газа в Польшу от 25 сентября 1996 года (так называемый Ямальский контракт), в сторону его сокращения, чтобы в процессе пересмотра можно было учесть текущую ситуацию на рынке», — говорится в сообщении.
Охуевшие поляки вдруг вспомнили старый контракт. «Мы хотим вернуть старую формулу цены», — так сейчас говорит Польша.
Что ж, время платить по счетам, и с чего бы «Газпрому» рассматривать возможность существенного изменения цен для Польши. В соответствии с оговоркой контракта «бери или плати» Польша обязана платить или покупать 8,7 млрд кубометров газа в год. При текущих биржевых ценах в $1000 разница в цене между старой формулой контрактной цены и новой формулой составляет $500 за тысячу кубометров. Если ничего не изменится, Польше придется заплатить примерно на $5 миллиардов больше, чем по старой формуле, пока контракт не истечет в конце 2022 года. Счастливая победа в арбитражном суде в $1,5 миллиарда год назад выглядит не очень хорошо для сравнения.
По чисто политическим причинам антироссийское правительство Польши неуклонно заявляет, что после 2022 года оно больше не будет покупать природный газ у России. Но у Польши возникнут значительные трудности с получением природного газа из других источников. Ее планы по прокладке нового трубопровода из Норвегии временно заблокированы по экологическим причинам. Она может покупать СПГ в США и Катаре, но полякам придется платить надбавку, которая будет зависеть от спекулятивных цен на товарных биржах, а не от долгосрочной формулы ценообразования, которую предпочитает Россия.
Вполне вероятно, что в 2023 году Польша окажется в роли Молдавии, которая два месяца назад допустила истечение своего газового контракта с Россией, не обеспечив альтернативных поставок по разумной цене. Новый контракт с «Газпромом», следуя формулам предпочтительной цены ЕС, будет иметь более высокие цены, в то время как Молдавия не желает или не может даже заплатить деньги, которые задолжала по предыдущему контракту. Это будет темная и холодная зима для нового антироссийского марионеточного правительства Молдавии, навязанного стране ЕС и США.
Можно надеяться, что Европейский Союз и правительства его стран извлекут уроки из сложившегося положения. Энергоснабжение всегда требует долгосрочных инвестиций, долгосрочных контрактов и стабильности цен. Это вам не политические хуи пинать. И особенно веселят американцы, которые уже требуют больше российского газа для Европы, забыв, как обосрались, пытаясь заткнуть «Северный поток-2» и другие российские стратегические газопроводы.
Такова их дислокация.