ВЕРИ ГУД БИЗНЕС: ПРАВДА ОБ ЭКОНОМИКЕ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ

За 20 лет, прошедших с 11 сентября, Соединенные Штаты потратили более 2 триллионов долларов на войну и государственное строительство в Афганистане. Эти деньги помогли создать крошечный класс молодых сверхбогатых афганцев, многие из которых сколотили состояния в качестве государственных подрядчиков.

Статистика знает всё. Знает она и сколько США потратили за 20 лет на афганскую войну и оккупацию Афганистана.

$290 миллионов ежедневно. И так на протяжении 7300 дней. Такие данные опубликовал проект «Затраты на войну» Университета Брауна. За такие деньги полчище шайтанов лысых можно обустроить и привить ему демократические навыки Тем не менее, талибам потребовалось всего девять дней, чтобы захватить каждую столицу провинции в Афганистане, распустить АНА и свергнуть поддерживаемое США правительство.

Помните, Амвросий, как в то время, когда боевики Талибана захватили Кабул без единого выстрела, президент Джо Байден обвинял афганцев в том, что они не смогли защитить свою страну? По губам вашим вижу, что помните.

«Политические лидеры Афганистана сдались и покинули страну», — сказал он 16 августа. «Афганские военные сдались, иногда даже не пытаясь сражаться».

В риторике Байдена отсутствовало какое-либо упоминание об ответственности Америки за войну. Сегодня посольство США в Кабуле закрыто, и американские солдаты ушли. Но сотни миллиардов долларов, которые Соединенные Штаты потратили на ведение войны на афганской земле, все еще гуляют по всему Афганистану.

Сохранились и материальные свидетельства: брошенные авиабазы, полуразвалившиеся блокпосты и военные укрепленные лагеря, и сотни тысяч единиц неотслеживаемого оружия всех калибров — все это куплено на американские деньги.

Американские доллары также создали «миллионеров 11 сентября», микроскопическую прослойку молодых сверхбогатых афганцев, которые заработали свои состояния на подрядах по обслуживанию оккупационных войск.

За 20 лет правительственные контракты США стали реактивным топливом для системы массовой коррупции, охватившей Афганистан.

«Конечной точкой провала наших усилий, как вы знаете, было не повстанческое движение, — говорил сделавший две ходки в Кабул посол Райан Крокер в 2016 году. — Это была язва повальной коррупции».

Соединенные Штаты, по мнению Крокера, несут ответственность за невообразимую продажность марионеточного правительства Афганистана, потому что американцы закачали в Афганистан миллиарды долларов, которые не смогла переварить экономика страны.

Крокера допрашивали в ведомстве Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) в рамках закрытого проекта под названием «Извлеченные уроки». В 2019 году суд распорядился о предании гласности этих материалов, и они были собраны и опубликованы The Washington Post.

В первые годы войны в Афганистане, когда американская армия все еще охотилась за Аль-Каидой и сражались с Талибаном, идея использования местных афганских подрядчиков для снабжения военных баз США показалась привлекательной.

Здесь я должен вам напомнить: опыт оккупации Ирака показал, что большая часть операций по снабжению и логистике для армии США выполнялась не иракцами, и, как правило, по контрактам с крупнейшими многонациональными компаниями.

Но в Афганистане предоставление государственных контрактов афганским гражданам рассматривалось как ключевая часть общей стратегии США по борьбе с талибами. Это даже было закреплено в официальной политике закупок Пентагона, известной как «Афганцы прежде всего», которая была одобрена Конгрессом в 2008 году.

«Найм местных жителей вливает деньги в местную экономику, обеспечивает профессиональную подготовку, укрепляет поддержку среди местных жителей и может дать США более глубокое понимание местного ландшафта», — написали авторы доклада Конгресса о военных контрактах за 2011 год.

Были и саксесс сторис такой политики.

Одним из таких удачливых коммерсов стал Мохаммад Фахим Хашими. На момент 11 сентября 2001 года Фахим служил учителем английского языка в Кабуле. Когда в страну прибыли американские войска, Хашими нанялся в переводчики. Позже он основал небольшую компанию по снабжению военных баз товарами и топливом. Сегодня эта компания, Hashimy Group, представляет собой крупный конгломерат с телекомпанией 1TV, производственными предприятиями, инвестициями в недвижимость, грузоперевозками и авиакомпанией, базировавшейся в Афганистане. Сам Хашими — мультимиллионер, который не собирался задерживаться в Исламском Эмирате Афганистан. Еще в июле Хашими сказал The Wall Street Journal, что ищет способы продолжить вещание из-за пределов Афганистана. Последний раз канал 1TV вышел в эфир на ютубе 14 августа. О самом Хашими с тех пор ни слуху, ни духу. Надеемся, у него всё хорошо.

Еще один “миллионер 11 сентября” — Хикматулла Шадман. Как и Хашими, Шадман был одним из первых афганских переводчиков, нанявшихся к американцам в начале войны. В 2007 году, после пяти лет службы переводчиком в Кандагаре и его окрестностях, Шадман арендовал грузовик и начал доставлять топливо и припасы на американскую базу. Он быстро выстроил сеть водителей грузовиков и субподрядчиков, которые были известны своей надежностью, согласно профилю Шадмана в New Yorker. По мере увеличения численности американских войск в Афганистане росли и доходы Шадмана. В 2009 году компания Шадмана выставила Министерству обороны США счет на $45 миллионов. Согласно банковским отчетам, в период с 2007 по 2012 год автотранспортная компания Шадмана получила $167 миллионов по контрактам правительства США. Но в 2012 году Министерство юстиции США обвинило Шадмана в мошенничестве. Прокуроры утверждали, что он платил откаты военным США и афганским правительственным чиновникам в обмен на свои контракты; и что он сильно завышал свои расходы и выставлял Министерству обороны счета за работу, которая никогда не выполнялась. Были также обвинения в том, что Шадман через специальных людей заносил долю Талибану. Шадман, натурально, всё отрицал. Последовала затяжной процесс, дело было окончательно урегулировано в 2019 году, удалось взыскать выведенных активов на сумму $25 миллионов. А вот самого Шадмана найти больше не удалось.

Но не следует думать, что при оккупационных войсках паслись только афганцы. Вот, к примеру, одним из основных поставщиков свежих продуктов для армии США в Афганистане была компания Supreme Group BV, основанная Стивеном Оренштейном. По данным Bloomberg, выручка компании за десять лет выросла в 50 раз. В 2013 году Оренштейн стал миллиардером. В 2009 году Supreme Group наняла бывшего директора федерального агентства, заключившего контракты, — Defense Logistics Agency, — на должность главного исполнительного директора компании.

Год спустя Управление материально-технического снабжения Министерства обороны передало компании Supreme Group продление многомиллиардного контракта без участия в торгах.

В 2014 году Supreme Group признала себя виновной по обвинению в мошенничестве, которое включало создание липового субподрядчика и выставление правительству США счетов на оплату услуг этого субподрядчика. Компания согласилась выплатить $389 миллионов штрафов плюс возмещение ущерба, что на тот момент было одним из самых больших штрафов, когда-либо наложенных на подрядчика по оборонным вопросам.

Но основная масса дельцов, наживавшихся на афганской войне, смогла соскочить без всяких проблем.

Всего, согласно анализу Пентагона, 40% из $108 миллиардов, которые министерство обороны выплатило подрядчикам в Афганистане в период с 2010 по 2012 год, оказались в руках либо Талибана, либо сети Хаккани, либо у ОПГ транснациональных торговцев наркотиками и у коррумпированных чинов афганской оккупационной администрации.

Справочно:

После 20 лет афганской войны, которая была одновременно и процессом построения демократического инклюзивного государства, процессом, в которые было вложено $2,1 триллиона, экономическое положение простых афганцев практически не изменилось. По данным Всемирного банка, Афганистан был шестым по бедности государством на Земле в 2020 году — уровень, на котором он находится с 2002 года. Годовой доход на душу населения составлял всего $500.

Такова их дислокация.