Ситуация вокруг Герата и в самом городе продолжает оставаться неустойчивой. Однако давление талибов нарастает и положение правительственных войск к началу августа резко ухудшилось.
Вероятность овладения Гератом силами Талибана приближается к 98%. Талибан уже несколько дней ведет боевые действия в самом городе, удерживая ключевой пригород Герата Карах. С 8 по 30 июля Карах переходил из рук в руки, пока не достался талибам окончательно. Им также удалось отрезать Герат от аэропорта.
Taliban are in control of the road between Herat city and the airport, Herat residents tells me.
— BILAL SARWARY (@bsarwary) July 30, 2021
В самом Герате бои носят спорадический характер и идут с переменным успехом. Сражающиеся стороны то захватывают городские объекты и кварталы, то опять их оставляют.
Herat city, sites of sporadic and heavy fighting between ANDSF and Taliban. Many places have changed hands few times today. pic.twitter.com/fKEzKV9OeB
— BILAL SARWARY (@bsarwary) July 30, 2021
В районе Гузара к югу от Герата талибы контролируют ключевые деревни. Тем не менее, отрезанный талибами международный аэропорт Герата остается под контролем правительства, хотя прием и отправление бортов прекращены.
Если талибам удастся сохранить контроль над дорогой, ведущей к международному аэропорту Герата, и завязать бои непосредственно вблизи аэродрома, верные Кабулу войска окажутся в ещё более сложном положении, поскольку наземные пути уже перешли под контроль талибов. Герат, по афганским меркам, богатый город. Люди волнуются за свой бизнес, склады, лавки, магазины etc.
Ismail Khan and fighters loyal to the former Mujahideen commanders putting a stiff resistance. A number of strategic locations around Herat airport and Herat city have fallen into the hands of Taliban. Eye witnesses tells me, in several locations ANDSF surrendered to Taliban.
— BILAL SARWARY (@bsarwary) July 30, 2021
Население пытается самоорганизоваться для помощи афганским военным. Вожди племен и местные авторитеты вводят в бой свои частные армии.
Положение в самой провинции Герат крайне тяжелое. Сейчас «Талибан» контролирует 13 из 16 районов провинции.
Талибан также продолжает наступление в Кандагаре и Лашкаргахе (столица провинции Гильменд). Всего талибы осаждают 17 из 34 административных центров афганских провинций.
Тактика Талибана позволяет его боевым подразделениям сковывать действия ВВС Афганистана, а также афганских десантников/рейнджеров и афганского спецназа. В условиях городского боя эти части афганской армии проявляют наибольшую эффективность в обороне. Однако они рассредоточены по провинциям, где в важнейших населенных пунктах ведут бои силами до уровня взвод/рота, редко когда до батальона. Это позволяет талибам пытаться разгромить их по частям, для чего талибанские бойцы атакуют по несколько населенных пунктов одновременно.
Особенно сильно пострадали афганские ВВС, поскольку из 160 боевых единиц военной авиации треть выведена их строя. Бегство американских ВВС, которые обеспечивали более 80% воздушной боевой мощи и для борьбы с Талибаном, и для военно-транспортных перебросок, практически обнулило поддержку верных Кабулу войск с воздуха.
На этом фоне потеря Герата станет серьезным ударом для афганского правительства в Кабуле и крупной внешнеполитической победой Талибана, резко усиливающей его переговорные позиции накануне срочных консультаций в Дохе.
Такова их дислокация.