ЭТО Ж БУБЛЬЧИП! (III)

По мере того, как нарастало доминирование TSMC, ей становилось все труднее сохранять свою роль нейтральной стороны в отрасли, для которой фактором риска служит рост напряженности между США и Китаем. То есть, между двумя важнейшими рынками для TSMC.

В ответ на растущее давление США на Китай в прошлом году TSMC приостановила исполнение  заказов для Huawei Technologies Co., когда-то своего крупнейшего китайского клиента. Параллельно TSMC взяла на себя обязательство построить завод в Аризоне за $12 миллиардов. Тогда же администрация Трампа обещала TSMC помочь обеспечить стимулирующие выплаты в размере $3 миллиарда, но при Байдене финансирование застопорилось.

Хотя завод TSMC в Аризоне поможет увеличить производство микросхем на территории США, он не приведет США к технологическому прогрессу. Ожидается, что к 2024 году завод будет производить так называемые 5-нанометровые технологические чипы. На тот момент передовой технологией, по прогнозам, уже станет 3-нанометровая технология. Эти чипы будут производиться TSMC на Тайване.

По данным Isaiah Research, 5-нм процессоры требуются Apple для новых смартфонов и ноутбуков MacBook. Только в первом квартале 2021 года ожидалось, что этот клиент закупит у TSMC от 40 до 45 тысяч пластин с 5-нм процессорами. Кстати, к концу 2020 года TSMC предполагала получать от реализации 5-нм продукции до 10 % своей выручки. Попутно ускоряется график выпуска 5-нм процессоров Qualcomm Snapdragon 875 Plus, а в четвёртом квартале 2020 года на конвейер TSMC стали 5-нм процессоры Mediatek Dimensity 2000. AMD первые 5-нм продукты начала приобретать уже в текущем году. На повестке дня, однако, уже стоит 3-нанометровая технология. Эти чипы будут производиться TSMC на Тайване.

Одновременно предъявляли повышенный спрос на микроконтроллеры автопроизводители. Закавыка в том, что из-за пандемии спрос на чипы со стороны автопроизводителей упал. TSMC перестроила освободившиеся мощности на другую продукцию. Да и нет у TSMC большого интереса к автомобильному бизнесу — автомобильные чипы не слишком прибыльны и в совокупности дают TSMC лишь около 4% ее доходов.

В итоге Bloomberg со ссылкой на данные Moody’s Investor Service сообщил о прекращении производства ряда моделей из-за нехватки полупроводников объявили General Motors и Ford Motor. Рост затрат на закупку дефицитных чипов на фоне и без того низкой маржи в автоиндустрии может привести к тому, что прибыльность General Motors по итогам 2021 г. может рухнуть до 3,4%, а у Ford Motor и вовсе может сократиться до 1,8%.

Для General Motors годовое падение валовой выручки по сравнению с 2020 г. может достигнуть 30%, или порядка $2 млрд, для Ford потери выручки могут составить порядка $2,5 млрд, отмечают эксперты Moody’s Investor Service. В штучном выражении только автопроизводители из США могут недопоставить по итогам I квартала 2021 г. до 350 тыс. автомобилей, при этом проблемы отрасли также могут перекинуться на второй квартал.

В мае Audi уволил около 10 000 рабочих в связи с приостановкой производства на двух заводах.

Представители группы Volkswagen Aktiengesellschaft сообщили, что почти все микрочипы, которые применяются при сборке всех новых автомобилей, включая Audi, производятся TSMC на Тайване, и высока вероятность того, что узкие места в цепочке поставок сохранятся до 2022 года.

Такова их дислокация.