ДОЛГИ ОТДАЮТ ТОЛЬКО ТРУСЫ (III)

Своеобразная конструкция

Фискальные правила вошли в моду в период расцвета инвесторов, запомнившихся как “убийцы облигаций” в 1990-х годах, при совсем другой практике процентных ставок. 

С учетом сегодняшних низких ставок бремя обслуживания долга намного меньше. Заманчиво вообще отказаться от правил. Но своеобразная конструкция валютного союза и взаимная подозрительность, преобладающая между частями европейской общественности, требуют своей цены. Европе нужны правила.

Однако критерии, выведенные ещё во времена Маастрихта, полностью устарели. Возобновление действия старого Пакта о стабильности и росте в 2022 году стало бы рецептом дисфункции и взаимных обвинений. Это вызовет неуверенность и затруднит восстановление. Если необходимо восстановление правил, предварительным условием будет соглашение о новой системе, которая соответствовала бы европейской фискальной реальности.

После постановления Конституционного суда Германии в мае 2020 года о покупке активов ЕЦБ, консерваторы начали ссылаться на принцип соразмерности в отношении денежно-кредитной политики. Тем не менее, это можно было бы применить к налогово-бюджетной политике — начиная с прекращения паники. Постановка проблем в терминах «обрывов», «скользких склонов», «гор» долгов или «потоков денег» поощряет алармизм, а не сбалансированный анализ.

Сбалансированный подход

Как показывают два недавних анализа — один, проведенный Оливье Бланшаром, Альваро Леандро и Жеромином Зеттельмейером, другой — Филиппом Мартином, Жаном Пизани-Ферри и Ксавье Раго, — сбалансированный подход не фетишизирует отношения абсолютного долга и дефицита. В первую очередь важно избегать долговых кризисов.

Это зависит от убедительной приверженности обеспечению приемлемого уровня долга. Но определение того, какой уровень долга является приемлемым, зависит от тонкой оценки национальных финансовых возможностей и долгосрочных условий финансового рынка. Это сложный расчет, хеджируемый с большой неопределенностью.

Кроме того, когда процентная ставка близка к нулевой нижней границе, налогово-бюджетная политика является важным дополнением денежно-кредитной политики центрального банка. Основное кейнсианское понимание того, что государственные бюджеты имеют макроэкономические последствия, нельзя игнорировать. Тем более, что ключевым фактором устойчивости долга является состояние экономики, которое, в свою очередь, зависит от здорового совокупного спроса. И это тоже распространяется из одной страны в другую в рамках европейского блока.

Чрезмерное ужесточение налогово-бюджетной политики в крупных странах является такой же проблемой, как и чрезмерный долг. А поскольку долг обслуживается в долгосрочной перспективе, важен не только совокупный спрос сегодня, но и рост в долгосрочной перспективе. Это зависит от инвестиций. Система фискальных правил, сдерживающих инвестиции, подрывает ее собственную устойчивость. И это вдвойне верно в контексте климатического кризиса, который требует долгосрочных инвестиций в снижение промышленных выбросов.

(ПОСЛЕДУЕТ)