ДОЛГИ ОТДАЮТ ТОЛЬКО ТРУСЫ (II)

Тревожный звонок

“Долговые ястребы”, они же скучные консервативные финансисты, хотят большего. Они хотят полноценной политики долгосрочной консолидации. Президент Бундесбанка Йенс Вайдманн подчеркнул необходимость подготовки Германии и Европы к фискальной консолидации. На страницах Süddeutsche Zeitung, коалиция высокопоставленных деятелей из числа христианских демократов, социал-демократов и либералов — выступила с драматическим призывом вернуться к правилам долга на национальном уровне и на общеевропейском уровне. И нет никаких сомнений в том, что их мнение разделяет большая часть германских правоцентристов.

Их взгляды предсказуемы; более загадочной является неожиданная резкость требований. Правительство большой коалиции в Берлине не отрицает необходимости фискальной консолидации. В текущих планах оно нацелено на возвращение к соблюдению немецких критериев Schuldenbremse (долгового тормоза) в 2023—2024 гг. Учитывая масштаб дефицита Германии в 2020 и 2021 годах, это предполагает резкое ужесточение денежной политики.

Как предупреждают специалисты, такое резкое сокращение будет иметь последствия далеко за пределами Германии. На Германию приходится 30% ВВП еврозоны. Фискальное сокращение на 2% в 2022 году составит около 0,7% для еврозоны в целом — и это будет мощный негативный импульс. Не только Германия планирует консолидацию: Франция и Италия также собираются резко сократить свой дефицит.

Задержка роста

Оптимистическая версия основана на вере в то, что дефицит автоматически сократится по мере восстановления экономики. Беспокойство должно заключаться в том, что полное сжатие государственных бюджетов остановит рост. Если повторится десятилетие стагнации, как после 2010 года, Европа станет еще более зависимой от экспорта для поддержания совокупного спроса.

Это окажет давление на торговых партнеров Европы. После 2017 года было легко обвинять в ухудшении отношений между Европой и США Дональда Трампа. В отличие от Трампа, Байден, является атлантистом, но его администрация не будет любезно относиться к европейской халяве на основе американских денежных вливаний.

Ради внутреннего и внешнего баланса Европе следовало бы отложить бюджетную консолидацию до окончательного восстановления. Если Германия вновь применит свой долговой тормоз, то почему не в 2025 году, вместо 2023 или 2024 года? Независимо от графика, консолидация способна не развернуть в обратном направлении накопление долга в 2020—2021 гг.

Для этого потребуются большие и устойчивые профициты, что может вызвать порочную спираль, когда рецессия приведет к увеличению отношения долга к ВВП за счет сокращения знаменателя. Что касается Греции, Италии, Португалии, Кипра, Франции, Испании и Бельгии — все их государственные долги превышают 110% ВВП — Маастрихтский лимит в 60% совершенно нереалистичен.

Однако, в отличие от 2010 года, здесь нет риска немедленного кризиса. В 2020 году, несмотря на рост долгов, процентные ставки упали. Покупка активов Европейским центральным банком успокаивает рынок облигаций.

Хотя ЕЦБ намеревается прекратить экстренные закупки в 2022 году, его президент Кристин Лагард вряд ли будет участвовать в финансовых манипуляциях, с помощью которых ее предшественник Жан-Клод Трише дестабилизировал европейские рынки облигаций в 2010 и 2011 годах. ЕЦБ, в частности Изабель Шнабель из его исполнительного совета, призвали к взаимодополняемости денежно-кредитной и фискальной политики.

(ПОСЛЕДУЕТ)